Сен-Симон, Клод Анри де Рувруа |
|
1760-1825 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Клод Анри де Рувруа Сен-Симон
Сен-Симон Клод Анри (1760— 1825) — французский утопический социалист. Во время французской буржуазной революции примыкал к якобинцам; участвовал в войне за независимость в США. Сен-Симон разделял взгляды французских. материалистов, выступал против деизма и идеализма, противопоставляя им «физицизм», то есть изучение природы. Решительно защищая детерминизм, он распространял его на развитие человеческого общества и особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. История, считал он, должна стать такой же положительной наукой, как и естествознание. По мнению С.-С., каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. Соответственно история проходит три фазы развития: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное общества), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй). Несмотря на идеалистический подход к истории, идея объективности общественного прогресса, догадки о роли собственности и классов в развитии общества представляют большую заслугу С.-С. Социологическая концепция С.-С. служила целям обоснования исторической необходимости установления нового общественного строя как закономерного результата предшествующей истории. Об-во будущего, по С.-С., основано на научно и планово организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов. Господствующая роль в нем принадлежит ученым и промышленникам. К последним С.-С. относил и рабочих, и фабрикантов, купцов, банкиров. Всем должно быть обеспечено право на труд: каждый работает по способностям. В будущем обществе управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Утопический характер воззрений С.-С. особенно ярко проявился в непонимании исторической роли пролетариата как творца нового общества и революции как средства преобразования старого общества, в наивной надежде на то, что пропагандой «позитивной» (положительной) философии можно добиться разумной организации жизни людей. После смерти С.-С. его учение пропагандировали Б. П. Анфантен (1796- 1864) и С.-А. Базар (1791 —1832), а его трехстадийная теория развития общества оказала значительное влияние на Конта. Однако вскоре школа сенсимонистов выродилась в религиозную секту, отстаивающую слабые стороны учения С-С. Основные сочинения: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813—16), «Труд о всемирном тяготении» (1813—22), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—24), «Новое христианство» (1825). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 404-405. Вернуться на главную страницу Сен-Симона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |