Сёмин Виталий Николаевич |
|
1927-1978 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сёмин Виталий НиколаевичСёмин Виталий Николаевич [12.6.1927, Ростов-на-Дону — 10.5.1978, Коктебель] — прозаик. Родился в семье служащих. В 1942 15-летним подростком был угнан в Германию, где 3 года работал на заводах в городах Фельберте и Лангенберге — вплоть до освобождения советскими войсками 16 апр. 1945. По возвращении на родину учился в Ростовском железнодорожном техникуме. В 1949 поступил в педагогический институт. В 1953 был отчислен из института как не сообщивший при поступлении данных о пребывании во время войны на территории Германии. Уехал на строительство Куйбышевской ГЭС. Впечатления об этом периоде жизни отложились в первой книге рассказов «Шторм на Цимле» (1960). В 1957 Сёмин окончил Таганрогский педагогический институт. Преподавал в школе в глубинке России, что послужило толчком к написанию повести «120 километров до железной дороги» (1960). С 1958 по 1963 работал в газете «Вечерний Ростов», затем редактором на Ростовском радио. В незаконченном романе «Женя и Валентина» описана жизнь редакции газеты в довоенное время и в начале войны. В 1964 Сёмин был принят в члены СП СССР и с этого времени целиком посвятил себя литературному труду. В 1965 в журнале «Новый мир» публикуется его повесть «Семеро в одном доме». Повесть была подвергнута критике за «приземленное» изображение жизни, «бедной содержанием» (Ю.Лукин. Лишь видимость правды // Правда. 1965. 11 авг.). Однако это было одно из тех произведений, которое позже встанет в ряд лучших в числе так называемой городской прозы (Ю.Трифонов, А.Битов, Б.Окуджава, Г.Семёнов и др.). «Приземленность» повествования оказалась на поверку близка к сострадательной позиции русских писателей с их интересом к «маленькому человеку», а авторская «отстраненность» — это позиция вдумчивого наблюдателя, без сентиментальности и с доброй иронией рассказавшего историю одинокой женщины, которая пережила смерть мужа и сына, казалось бы, так и не нашла счастья в своем доме на окраине большого города, но не потеряла своего жизнелюбия и энергии. В 1960-70-е рассказы Сёмин публиковались в различных журналах, в первую очередь в «Новом мире», главным редактором которого был в это время А.Твардовский. После разгрома, учиненного критикой в адрес «Семерых...», Сёмина продолжительное время не печатают. По заданию Твардовского он рецензирует приходящие в редакцию «Нового мира» рукописи. Уже после смерти писателя эти его работы будут изданы двумя отдельными книгами («Рабочие заметки», 1984; «Что истинно в литературе», 1987). В своих рецензиях Сёмин проявил глубокое художественное чутье, умение обнаруживать эстетическую ценность литературного произведения. Даже не имеющие художественные ценности произведения Сёмин умел увидеть как явление социальное, отражающее жизнь с ее потерями и обретениями. В 1963 Сёмин написал повесть «Ласточка-звездочка». «В ней — самое легкое и светлое в жизни и начало самого страшного» (И.Дедков). Эта книга стала преддверием «главного» романа писателя — «Нагрудный знак "OST"» (1974; опубл. в журнале «Дружба народов» в 1976, другое название — «763-й»), в котором он описал 3 года, проведенные в Германии. Продолжением романа стала незаконченная книга «Плотина»; здесь также описывается каторжный труд в фашистских арбайтслагерях. Главные книги Сёмина малособытийны. Это описание психологического состояния подростка, к которому мир повернулся самой страшной своей стороной. Герою Сёмина в этих условиях удается сохранить взгляд на мир — неозлобленный, цепко наблюдательный и даже аналитический. Глубокое проникновение в сущность юношеского характера сближает романы Сёмина с трилогией Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и «Подростком» Достоевского. 14-летний подросток в романе «Нагрудный знак OST» оказывается в экстремальных физических и психологических условиях. Это тот же герой, что и в повести «Ласточка-звездочка». Действие романа происходит, по сути дела, в тюремной «зоне» с ее звериными законами выживания. Главным оказывается необходимость выжить нравственно, даже не физически. Вокруг себя подросток видит примеры людей физически слабых, даже ущербных, но притягивает его не грубая сила, а способность человека к добру. Автор не только передает свои главные жизненные переживания, но и раздумывает о взаимосвязи человека с миром, исследует природу фашизма; трагедийное и лирическое начала тесно сплетены в романе. В этом его главная ценность. Особенность практически всех произведений Сёмина — их автобиографизм. По словам Б.Можаева, «в сущности, он писал одну книгу — исповедь собственной души». Сёмин принадлежит к поколению писателей-«шестидесятников». Это подтверждают и его рассказы «Ася Александровна» и «В гостях у теток» (1970-е). Произведения Сёмина переведены на английский, немецкий, болгарский, польский, румынский, венгерский, итальянский и другие языки. В 1978 по приглашению мюнхенского издательства, в котором был осуществлен перевод «Нагрудного знака "OST"», Сёмин совершил поездку в Германию. Через 3 месяца, в мае 1978, Сёмин скоропостижно скончался. Г.К.Каурова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.306-307. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Нагрудный знак «OST»: Роман. Повести. Рассказы / послесл. И.Дедкова. М., 1978; Плотина: романы / вступ. статья Л.Лавлинского. М., 1982; Рабочие заметки. М., 1984; Нагрудный знак «OST». Плотина / предисл. А.Адамовича. Ростов н/Д., 1987; Что истинно в литературе. М., 1987; Семеро в одном доме: повести / предисл. В.С.Сидорова. Ростов н/Д., 1989; Женя и Валентина. М., 1989. Литература:Бурсов Б. Пути к художественной правде. Л., 1968. С.3-44; Джичоева Е. Преодоление: Очерк жизни и творчества В.Семина. Ростов н/Д., 1982; Адамович А. Ничего важнее. М., 1985. С.6-92; Золотусский И. Трепет сердца: Избранные работы. М., 1986. С.203-213; Лавлинский Л. Мера времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. М., 1986. С.142-167; Можаев Б. Памяти Виталия Сёмина // Дон. 1987. №10. С.155-158; Дедков И. Обновленное зрение. М., 1988. С.160-175; Сухих И. Трудные истины Виталия Сёмина // Литературное обозрение. 1989. №1. С.60-62; Скребов Н. Зависимость от правды // Дон. 1990. №7. С.60-62; Региня Л. Обожженный фашизмом // Нева. 1995. №5. С.164-184; О «Рабочих заметках» Виталия Сёмина / публ. и примеч. В.Кононыхиной-Семиной // Литературное обозрение. 1995. №6. С.95-110.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |