Седых Константин Фёдорович |
|
1908-1979 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Седых Константин ФёдоровичСедых Константин Фёдорович (псевдонимы Дед Софрон, Боль, Митька Весельчак и др.) [8(21).1.1908, пос.Поперечный Зерентуй Забайкальской обл. (ныне Читинская обл.) — 21.11.1979, Иркутск] — прозаик, поэт. Родился в семье выходца из уральских крестьян — переселенцев на Нерчинские рудники. Предки матери — из яицких казаков, сосланных в Забайкалье за участие в пугачевском восстании. После окончания поселковой школы Седых учился в Нерчинском заводском техническом училище (1922-24). С этого времени начал печататься как селькор в газете «Забайкальский рабочий» и «Забайкальский крестьянин». С 1925 по 1928 Седых учился в Читинском педагогическом училище, но не окончил его. Работал в комсомольских газетах Сибири, во время конфликта на Восточно-Китайской железной дороге был корреспондентом комсомольской газеты «Набат молодежи» в Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии. С 1931 Седых — постоянный корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда». В 1920-30-е в сибирской периодике Седых публиковал очерки, сказы, фельетоны, пьесы в стихах, юморески, сатиры на актуальные темы времени. Он автор поэм «Майская Русь» (1926), «Поэма о бригадире» (1932), «Усольским солеварам» (1932), «Детство Сухэ-Батора», «На родине» (1937) и др. Как поэт Седых дебютировал стихотворением «Мы идем» в читинской газете «Юная рать» (1924. 28 июня). Он формировался в русле романтической поэзии 1920-х (Н.Тихонов, Э.Багрицкий, И.Уткин и др.). В поэтической биографии Седых два периода: ранний (1924-36) и зрелый (1936-48). С 1933 по 1950 Седых издал 8 сборников: «Забайкальское: Стихи» (1933), «Сердце: Избранные стихи» (1934), «Стихи» (1935-36), «Родная степь» (1937), «Праздник весеннего сева» (1940), «Первая любовь» (1948), «Над степью солнце» (1948), «Солнечный край» (1949-50). Тематический диапазон стих. С довольно широк: прошлое родного края, сибирская каторга и ссылка, Гражданская война, коллективизация в деревне, социалистическое строительство, Великая Отечественная война. В своей эволюции Седых-лирик, воспринимавший мир в романтической дымке, двигался к восприятию будничной правды действительности. В его стихах центр тяжести с лирического монолога, восторженной эпической декларации перемещался на рассказ, раскрывающий социальную и психологическую сущность людей и событий. Поэт старался не отступать от своей поэтической декларации, сформулированной им в стихотворении «Мечта»: «Нужны слова высокого накала, / Неимоверно трудной простоты, / Чтобы, как в камне, песня высекала / Эпохи величавые черты». Сочетание возвышенного, героического и обыкновенного, будничного найдено Седых в романе «Даурия» (первоначальное название «Конные вихри») — в главном произведении писателя, посвященном судьбе забайкальского казачества. Роман был задуман в 1934 как трилогия о революционном движении в Сибири. Первые главы «Даурии», напечатанные в альманахе «Новая Сибирь» (1940), получили разноречивые отзывы критики. А.Дроздов сравнил «Даурию» со стоячим прудом, «вода которого не струится, не течет» (Литературная газета. 1940. 26 февр.). При обсуждении романа на конференции областных писателей в Москве обращалось внимание «на замечательные описания природы, знание быта, тонкую наблюдательность, чувство исторической перспективы». Наряду с этим выступающие отметили некоторую неточность и непоследовательность в развитии характеров героев (Литературная газета. 1940. 26 апр.). В конце 1940 и начале 1941 журнала «Сибирские огни» напечатал главы 2-й части романа, но война помешала его закончить. Седых был призван в армию, служил фронтовым корреспондентом. В 1942 в Иркутске отдельной книгой вышли первые 3 части «Даурии». Отдельные главы из 2-й книги романа впервые были напечатаны в «Сибирских огнях» в 1946 и 1947 и в альманахе «Новая Сибирь» в 1946 и получили отрицательные отзывы. Б.Соловьев писал: «Если в первой книге выразительно показано расслоение забайкальского казачества, его внутренняя борьба, то чем ближе к концу, тем более теряется сюжетная линия романа, вытесняемая хроникой, беспорядочным нагромождением материала, художественно не освоенного». Критик усматривал искажение реальной картины Гражданской войны в романе, считая, что «главным "героем"» стал Каргин со своими «метаниями» и внутренними «противоречиями», «социально-политическую природу которого автор не понял глубоко». «Даурия» объявлялась Б.Соловьевым «идейно несостоятельной, плохо продуманной и опубликованной несвоевременно» (Культура и жизнь. 1947. 10 авг.). Издательства (Иркутское и «Советский писатель») вернули рукопись автору. Дальнейшую судьбу романа решила рецензия Д.Шилова, бывшего командующего Восточно-Забайкальским фронтом. Выступивший в защиту Седых, он назвал выход в свет романа большим литературным событием и призвал переиздать роман большим тиражом. Полностью «Даурия» вышла в 1948 и выдержала более 20 переизданий. В 1950 за роман «Даурия» Седых была присуждена Сталинская премия 2-й степени. Главная тема «Даурии» — Гражданская война в Забайкалье. Герои романа — жители приаргунского пос.Мунгаловский, ведущие свою родословную от яицких казаков, участников пугачевского бунта, сосланных на каторжные работы в Нерчинск. С началом завоевания Амура из потомков разжалованных казаков было образовано Забайкальское казачье войско. Изображенные в «Даурии» события развертываются с 1854, когда забайкальцы разгромили высадившийся в бухте Де-Кастри английский десант, и до 1922 — времени окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. В многоплановом повествовании несколько сюжетно-композиционных узлов — русско-японская война и революция 1905, Первая мировая война и революция 1917, Гражданская война. Углубляясь в историю забайкальского казачества, Седых на примере судьбы трех поколений трудовой казачьей семьи Улыбиных прослеживает, как под воздействием революционных событий расшатывается казавшиеся ранее незыблемыми вековые устои. В романе даны яркие описания даурской природы, колоритно воссоздан казачий быт, забавы (сцены сельскохозяйственного труда, свадьбы, охота на волков и диких коз, скачки, осада снежного городка, быт приискателей, каторга). Седых вступал здесь в своеобразное соперничество с автором «Тихого Дона». Первое поколение в романе представлено Андреем Григорьевичем Улыбиным, первым георгиевским кавалером в Забайкальском войске, отличившимся при обороне бухты Де-Кастри. Вернувшись со службы, он женился, обзавелся хозяйством. Превыше всего в жизни он ставил службу верой и правдой «Богу, царю и отечеству», но этот традиционный закон во втором поколении нарушается. Из семьи этого казака-труженика выходят как ревностные защитники старых традиций (Северьян Улыбин), так и революционеры (Василий Улыбин, большевик, ближайший соратник С.Лазо, один из руководителей партизанского движения в Сибири). Третье поколение семьи Улыбиных представлено сыновьями Северьяна Романом и Ганькой. В развернувшейся Гражданской войне казачий автономист Северьян Улыбин пошел против брата Василия и сына Романа, красного партизана, главного героя «Даурии». Основное внимание в «Даурии» Седых уделяет классовым противоречиям, социальной дифференциации казачества, руководящей роли партии большевиков. Идейно-политическая заданность придает изображению некоторых героев и событий плакатность и схематизм. Семейной хронике Улыбиных противопоставлена история семьи Чепаловых, живущих по др. законам (их богатство нажито обманом и преступлениями). Это два полюса, вокруг которых группируются образы романа. Правдиво изображен в «Даурии» поселковый атаман Елисей Каргин, рачительный хозяин, храбрый воин, хранитель казачьих традиций. В обстановке гражданской междоусобицы он, как и Григорий Мелехов, трагически мечется, пытается найти третий путь и выбирает в конце романа эмиграцию, бежит за китайскую границу, опасаясь преследования красных и семеновцев. Критика, причислявшая Седых к шолоховской школе, упрекала его в подражательности. А.Абрамович писал: «Автор "Даурии" старается шагать в ногу с автором "Тихого Дона", не только в общем идейном плане, но и в конкретных способах осуществления своего идейного замысла» (Новая Сибирь. 1945. №16. С.178). Он отмечал общность в плетении узлов конфликтов, в описании природы, в изображении характеров и многие другие. По его мнению, Роман Улыбин напоминает Григория Мелехова, Никула Лопатин — деда Щукаря, Сергей Ильич Чепалов — Сергея Платоновича Мохова. Осваивая сходный материал, Седых, стремившийся показать социальную неоднородность забайкальского казачества, в известной степени приближался к художественной манере Шолохова, вырабатывая при этом свой взгляд на предмет художественного исследования. Из всех художественных средств «Даурии» наиболее слабым звеном оказалась композиция, отличающаяся рыхлостью и растянутостью, чему в немалой степени способствовала перенаселенность произведения второстепенными персонажами. Слабо очерченными оказались женские персонажи эпопеи. Запоминаются только Дашутка Козулина и Лена Гордова, возлюбленные Романа Улыбина, и Алена Набережная. Роман «Даурия» был экранизирован, переведен на многих языках народов СССР и стран социалистического лагеря. Сюжетным продолжением «Даурии» явился роман «Отчий край» (1958), позднее переизданный под названием «Сопки в огне» (1962). Читатель в нем вновь встречается с Романом Улыбиным, превратившимся из малограмотного парня в храброго командира партизанского отряда и большевика, с его дядей Василием, руководителем революционного движения в Сибири. В судьбе Елисея Каргина произошел крутой поворот. Познав горечь чужбины, он, по примеру др. беженцев, решает вернуться на родину. Колебания Каргина были типичны для значительной части казачества, как типично и его возвращение. Критика наряду с художественными удачами (продуманная композиция) отмечала слабую связь героев романа друг с другом в сюжетном отношении. Они скорее просто современники одной эпохи (Павловский А. // Нева. 1958. №4. С.225-226). Седых работал над третьей частью задуманной им трилогии, в центре которой — коллективизация. Этот замысел остался незавершенным. Вслед за «Отчим краем» Седых переиздал свои стихи, вошедшие в сборнике «Степные маки» (1969). В.Н.Запевалов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.289-292. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Стихи. Иркутск; М., 1933; Родная степь: стихи. Иркутск, 1937; Степные маки. Иркутск, 1969; Даурия. Л., 1976; Литература:Ковальчико Е. Даурия // Огонек. 1949. 1937; Яновский Н. Советский исторический роман в Сибири // Сибирские огни. 1952. №1; Войлошников П. Константин Седых. Абакан, 1959; Гура В. Обретая свое лицо // Подъем. 1959. №2; Абрамович А. Константин Седых — поэт // Енисей: альм. 1960. Книга 28; Мостков Ю. Песня о Забайкалье // Мостков Ю. Вторая встреча. Новосибирск, 1972.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |