Сёрл Джон |
|
р. 1932 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джон СёрлСёрл (Searle) Джон (род. 1932, Денвер, шт. Колорадо, США) – американский философ, представитель аналитического направления в современной западной философии. С 1959 преподает в Калифорнийском университете в Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии Д. Остина, которые развил и усовершенствовал в книге «Речевые акты» (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие «иллокутивная цель». Сёрл считает, что число действий, производимых с помощью языка, ограниченно: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства; с помощью высказываний мы вносим изменения в мир. Языковое значение, согласно Сёрлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного «речевого акта», в процессе межличностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории «речевых актов» Сёрла было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата «иллокутивной логики», а во-вторых, со сближением самого понятия «речевого акта» с понятием интенциональности. По лингвистической структуре «речевого акта» можно судить об интенциональности. В этой связи философию языка Сёрл рассматривает как ветвь философии сознания. Способность «речевых актов» представлять объекты и положения дел в мире – продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру. Сёрл – критик физикалистских теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания; будучи гибкой способностью организма, основой творческого поведения, сознание в ходе эволюционного отбора создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания для Сёрла – онтологическая, а не эпистемологическая категория. Онтология ментальных событий – онтология от первого лица. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, по Сёрлу, сама и является этим состоянием. Среди главных свойств сознания он называет интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Сёрл критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В публицистических произведениях Сёрл обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования. Широкую известность получили полемические выступления Сёрла против представителей постструктурализма (в особенности Ж. Деррида). А.Ф. Грязнов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 526.
Серл (Searle) Джон (p. 1932) - амер. философ, представитель Аналитической философии. Начав обучение в ун-те шт. Висконсин (1949-1952), продолжил его в Оксфорде, где его учителями были Дж. Остин и П. Стросон и где в 1956 году он защитил докторскую диссертацию. С 1959 года преподает в Калифорнийском ун-те в г. Беркли. Основной вклад внес в развитие философии языка и философии сознания. Восприняв от своих учителей идеи лингвистической философии (см. Философия обыденного языка), Серл свою главную задачу видел в разработке «теоретического аппарата» для проводимых в рамках этой философии исследований, и именно в этом направлении он стремился развить и усовершенствовать теорию речевых актов Дж. Остина. Относя речевую коммуникацию к тем видам поведения, которые регулируются правилами, Серл в книге «Речевые акты» (1969) для формулировки правил, управляющих речевыми актами, и, соответственно, для более точного описания иллокутивных актов разработал такие понятия, как «иллокутивная цель», «пропозициональное содержание», «направление приспособления» (слов к миру и наоборот), «выраженное психологическое состояние» и мн. др. Эти понятия легли в основу предложенной С. классификации иллокутивных актов, которая включает пять базисных типов: репрезентативы, директивы, комиссивы, экспрессивы и декларации. Важное место в теоретическом инструментарии С. занимало понятие намерения, и сам иллокутивный акт он рассматривал как механизм передачи намерения от одного собеседника к другому в процессе их коммуникации. В дальнейшем именно этот аспект стал ключевым в его исследовании речевых актов, послужив опорой для истолкования иллокутивной силы как особого вида тинтенциональности. Еще одним направлением развития теории речевых актов стала разработка Серлом «иллокутивной логики», обеспечивающей формальное описание логических отношений между речевыми актами. Для Серла интенциональность как свойство быть направленным на что-то или быть о чем-то бывает двух видов: «внутренне присущей» и «производной». Интенциональность языка он относит ко второму типу, поскольку языковые символы указывают на ч.-л. благодаря интерпретативным способностям тех, кто использует язык. Внутренне присущей является только интенциональность психических явлений и состояний (мыслей, восприятий, намерений и т.п.), и для ее объяснения Серл обращается к понятию каузальности: интенциональные состояния каузально связаны с тем, на что они направлены. По мнению Серла, эта каузальная обусловленность предполагается в содержании любого интенционального явления или состояния. Выдвинутая Серлом идея «натурализации» интенциональности включает истолкование ее и сознания в целом как биологических явлений, возникших в ходе эволюции живых организмов. Таким образом, сознание для Серла - это не отдельная субстанция или сущность, а эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективности сознания. Признавая наличие у мозга психических состояний в качестве объективного факта, Серл считает способ существования этих состояний субъективным в силу того, что они доступны лишь с позиции первого лица и имеют качественно неповторимый характер. Отстаивая субъективность как онтологическую категорию, Серл связывает перспективы решения психофизической проблемы не с отрицанием реальности психических явлений и состояний, а с исследованием их биологических корней. С этих позиций он критикует бихевиористские, функционалистские (Функционализм) и иные редукционистские теории сознания. Наибольшую известность приобрел аргумент Серла под названием «китайская комната», направленный против функционалистского уподобления психики вычислительным процессам, осуществляемым компьютерными программами. Согласно этому аргументу, человек, не знающий китайского языка и помещенный в отдельную комнату, куда поступают карточки с вопросами на китайском языке, может манипулировать китайскими иероглифами в соответствии с данными ему инструкциями, давая совершенно «разумные» ответы и при этом не понимая содержания иероглифов. Это означает, что психические состояния не могут быть тождественны вычислительным состояниям, поскольку последние определяются исключительно в синтаксических терминах, тогда как психические состояния, будучи интенциональными, обладают не только синтаксисом, но и семантикой. В дальнейшем Серл попытался применить разработанные им понятия интенциональности, приписывания функций и конститутивных правил к социальным контекстам, предложив теорию «конструирования» социальных объектов (таких, как деньги) и социальных институтов (таких, как брак). Согласно этой теории, определенный листок бумаги является пятидолларовой купюрой не в силу каких-то своих физических свойств, а в силу того, что он был создан определенным учреждением, воспринимается всеми как имеющий достоинство в пять долларов и выполняет соответствующие экономические функции. Для Серла «конструирование» социальных объектов и институтов не означает, что они перестают быть «реальностью», хотя их реальность уже не имеет отношения к физике. Вместе с тем, по мнению Серла, вся социальная реальность имеет логическую структуру, которая «конституируется» лингвистическим способом. Серл известен и своими публицистическими выступлениями по таким актуальным проблемам, как университетское образование, свобода слова и др. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 330-332. Сочинения: Метафора // Теория метафоры. М., 1990; Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Рациональность и реализм: что поставлено на карту // Путь. 1994, № 6; Совр. философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995, № 8; Открывая сознание заново. М., 2002; Рациональность в действии. М., 2004; Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969; Expression and Meaning: Studies in the Theory of Speech Acts. Cambridge, 1979; Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983; Foundations of Illocutionary Logic (with D. Vanderveken). Cambridge, 1985; The Construction of Social Reality. N. Y., 1995; Consciousness and Language. Cambridge (MA), 2002.
Сёрль (Searle) Джон Роджерс (род. 1932) — американский психолог, специалист по проблемам философии, психологии и теоретической психологии. Биография. Образование получил в Висконсинском университете и в Оксфордском университете (бакалавр, 1955; магистр, 1959), защитил там докторскую диссертацию по философии. В 1956—1959 гг. — лектор по философии церкви Слова Христова в Оксфорде. С 1959 г. — профессор Калифорнийского университета в Беркли. Исследования. В начале своей профессиональной деятельности приступил к разработке теории речевых актов на основе идей Д. Л. Остина о разведении содержания речи и намерения говорящего. В дальнейшем предложил свою систематику речевых актов, в которой разграничиваются пропозициональное содержание суждения и его психологическая форма. Предложил собственное решение проблемы соотношения разума и тела. По его мнению, ментальные процессы, в частности сознание, вызываются объективными микропроцессами в мозге, которые одновременно обнаруживаются интроспективно, в виде субъективных содержаний на макроуровне, и события на макроуровне определяются происходящим на микроуровне. При этом онтологических категорий не две («разум» и «тело»), а бесконечное множество. Но различия между психическим и физическим настолько глубоко укоренены в нашем привычном мышлении, что идея психического параллелизма каждый раз выглядит новой. Дж. Р. Сёрлю принадлежит знаменитый аргумент «китайской комнаты». Суть его в следующем: надо представить себе комнату, где находятся корзины с китайской символикой и книга инструкций на английском языке, в которой сказано, что каждому определенному набору китайских символов надо сопоставить «реакцию», состоящую из других символов. Таким образом, оператор, владеющий лишь английским языком, сможет вполне «разумно» отвечать на вопросы, задаваемые на китайском языке, при этом не зная китайского и не имея ни малейшего представления, о чем идет речь, а ориентируясь лишь на алгоритм, находящийся в книге инструкций. С точки зрения Сёрля, это доказывает, что компьютеры могут моделировать процессы мышления, но мыслить на самом деле не могут, так как у них есть синтаксис, но отсутствует семантика, необходимая для мышления. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 523. Сочинения: Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge University press, 1969; Minds, brains and programs // Behavioral and Brain Science. 1980, 3, 417—458; Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge University press, 1983; Minds, Brains and Science. Harvard University Press, 1985; The Rediscovery of Mind. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1992; The Construction of Social Reality. Allen Lane, 1995; Философия языка / Под ред. Дж. Р. Сёрля. М.: УРСС, 2004. Литература: Дж. Р. Серль // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Сознание, мозг и наука. – «Путь». M., 1993, с. 3–66; Современная философия в Соединенных Штатах. – «Путь». М., 1995, с. 149–176. Метафора // Теория метафоры. М., 1990; Рациональность и реализм: что поставлено на карту // Путь. 1994, № 6; Открывая сознание заново. М., 2002; Рациональность в действии. М., 2004; Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambr., 1983; The Rediscovery of the Mind. Cambr. (Mass.), 1992; Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969; Expression and Meaning: Studies in the Theory of Speech Acts. Cambridge, 1979; Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983; Foundations of Illocutionary Logic (with D. Vanderveken). Cambridge, 1985; The Construction of Social Reality. N. Y., 1995; Consciousness and Language. Cambridge (MA), 2002. Литература:Дж. Р. Серль // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |