Савицкий Петр Николаевич |
|
1895-1968 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Николаевич Савицкий
П.Н.Савицкий, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский. Савицкий Петр Николаевич (1895 - 1968), русский экономист, географ, социолог. Ученик П. Б. Струве и В. И. Вернадского, один из основателей и лидеров евразийского движения. Окончил Политехнический институт в Петрограде (1917). Участвовал в белом движении, эмигрировал в Болгарию, один из авторов сборника "Исход к Востоку" (София, 1921), положившего начало евразийству, в 1922 - 1945 жил и преподавал в Праге. В 1945 - 1954 в заключении в мордовских концлагерях, с 1956 в Праге. + + + Савицкий Петр Николаевич (1895 – 1968) – русский географ и экономист, идеолог евразийства. Труды: «Географические особенности России. Часть 1-я. Растительность и почва» (1927), «Россия - особый географический мир» (1927). В 1921 г. вместе с Н.С. Трубецким возглавил евразийское движение. Одним из главных факторов исторического процесса считал тесную связь жизни народа с его географической основой - «месторазвитием» (термин ввел Савицкий). Сущность взглядов Савицкого такова: «Россия не Европа и не Азия, а особый культурный мир, лежащий между Азией и Европой, исторически развивающийся то во взаимодействии, то в борьбе и с Европой, и с Азией». Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 29.
Савицкий Петр Николаевич (1895-1968) — известный географ, историк, культуролог, философ, поэт, один из главных деятелей евразийства, ученик П. Б. Струве и В. И. Вернадского. Сочинения: «Географ, особенности России» (1925), «О задачах кочевниковедения: (Почему скифы и гунны должны быть интересны для русского?)» (1928), «Континент Евразия» (1997). Гумилёв был знаком с Савицким, переписывался с ним в течение десяти лет, изучал его труды и встречался с ним в Праге, куда Гумилёв приехал на археологический конгресс в 1966 году. Савицкий его встретил на вокзале. Они несколько раз встречались, долго гуляли и рассказывали друг другу о пережитом. Как отмечает сам Гумилёв, «с основными историко-методологическими выводами евразийцев я согласен. Но главного в теории этногенеза — понятия пассионарности — они не знали. Понимаете, им очень не хватало естествознания» («Ритмы Евразии», 21). Одно из главных понятий своего учения «ландшафт», под которым он понимал «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой», называет удачным термином, предложенным ему Савицким — «месторазвитие» («Этногенез и биосфера земли», 190-191). Е. Б. Сыдыков Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 521-522.
Савицкий Петр Николаевич (15(27).05.1895, Черниговская губ. - 13.04.1968, Прага) - экономист, географ, социолог, ученик П. Б. Струве, один из инициаторов и глава евразийства. В 1917 г. окончил Петербургский политехнический ин-т. После Октябрьской революции эмигрировал в Болгарию, затем переехал в Чехословакию. С 1922 г. - приват-доцент Русского юридического факультета в Праге, а с 1923 г. и Русского научного института в Берлине. В 1925 г. стал профессором Русского аграрного института в Праге, заведовал кафедрой экономики. В 1929-1933 годы руководил отделением общественных наук Русского народного университета и был профессором Карлова университета. Во время оккупации гитлеровцами Чехословакии Савицкий был отстранен от преподавания, арестован гестапо и направлен на работу в промышленность. После освобождения Праги в 1945 г. был арестован уже советскими чекистами, осужден на десять лет заключения и отправлен в мордовские лагеря. В 1956 г., после реабилитации, Савицкий возвратился в Прагу, где состоял внештатным членом государственной комиссии по аграрной географии. Однако и здесь за сборник стихов «Посев», опубликованный в Париже, где получила отражение «лагерная тема», вновь был арестован. Похоронен в Праге. Савицкий занимался главным образом разработкой географических и экономических аспектов евразийского учения. В основной массиве земель Старого Света, где география традиционно выделяла два материка - Европу и Азию, Савицкий вслед за русским ученым профессором Ламанским, указывал на наличие третьего, срединного материка - Евразии как особого «географического мира», большую часть которого занимала Россия. Понятию «Евразия» Савицкий придавал не только географическое, но и культурно-историческое значение, тесно увязывая социокультурное развитие с его географически-пространственными условиями. В трудах Савицкого констатировалось своеобразие климата, почв, растительного мира Евразии по сравнению с сопредельными территориями. Он отвергал традиционное представление о проходящей по Уралу разграничительной линии в природе и обосновывал географическое единство России-Евразии. Рассматриваемое как основа экономической, политической и культурной жизни проживающих на этом пространстве народов, оно получило название «месторазвитие». Главным итогом исследований Савицкого стало положение о необходимости синтетического подхода к изучению русской истории, который, наряду с приданием географическому фактору системообразующей роли, предполагал доказательство всестороннего единства российско-евразийского мира. На основе идей Савицкого евразийцы ставили перед собой задачу создания комплекса наук по изучению Евразии, в который предполагалось включить такие дисциплины, как геоэкономика, геополитика, геолингвистика, геоэтнография, геоархеология. Савицкий внес заметный вклад в изучение степей и проживающих в них народов, взаимодействия здесь социально-экономической истории и природной среды («Степь и оседлость», 1922; «О задачах кочевниковедения», 1925). Оригинальны его суждения о перемещении культурных центров («Миграция культуры», 1921) в ходе истории в области со все более холодным климатом. В сфере экономики Савицкий отстаивал идею «государственно-частной» системы, где частная инициатива сочетается с государственным плановым регулированием. Учитывая природные особенности Евразии (огромная территория, бесчисленные естественные богатства, а также ограниченные возможности участия в океаническом обмене), экономика будущей России, считал Савицкий, должна быть сориентирована преимущественно на внутреннее разделение труда, что приведет ее к превращению в органически слитное и независимое «материковое хозяйство». Экономический автаркизм Савицкого вполне вписывался в философско-историческую концепцию евразийства, отталкивавшуюся от идей Данилевского, Н. С. Трубецкого и О. Шпенглера об обособленном развитии социально- культурных организмов. В противовес европейскому рационализму, решающему проблему человека в рамках экономической и правовой сфер, евразийское мировоззрение, полагал Савицкий, должно покоиться на «благой метафизике», где религиозно-философские ценности уравновешивают материальные, а экономика и право в отношении к ценностям «конечным» являются подчиненными в том смысле, что любое «действие в хозяйстве и государстве решается и освещается озарением религиозным». Принципом «подчиненной экономики» и «подчиненного права» С. стремился связать свои экономически-философские воззрения с традицией русского религиозного творчества. В. П. Кошарный Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 545-546.
Далее читайте:Савицкий Пётр. Евразийство. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. Трубецкой Н.С. К украинской проблеме. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев (Статья А. В. Соболева о сборнике статей П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского, Н. С. Трубецкого и Г. В. Флоровского). Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев (Статья З. О. Губбыевой и В. Я. Пащенко о сборнике статей Н. С. Трубецкого, Савицкого, Флоровского, Сувчинского). Сочинения:Европа и Евразия//Русская мысль. София, 1921.Вып. 1; «Подъем» и «депрессия» в русской истории. Прага, 1925; Географические особенности России. Ч. 1: Растительность и почва. Прага, 1927; Россия - особый географический мир. Прага, 1927; Место действия в русской литературе (географическая сторона в истории литературы). Прага, 1931; Месторазвитие русской промышленности. Берлин, 1932; Разрушающие свою Родину. Берлин, 1935; Сказания иностранцев о Сибири. Прага, 1933; Континент Евразия. М., 1997. Литература:Вернадский Г. В. П. Н. Савицкий // Новый журнал. Нью-Йорк, 1968. Т. 92; Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2. С. 198-204; Соболев А. В. Полюса евразийства //Новый мир. 1991. № 1; Boss О. Die Lehre der Eurazier. Wiesbaden, 1961; Riasanovsky N. The Emergence of Eurasianism// California Slavie Studies. 1967. № 4.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |