Сартр Жан Поль |
|
1905-1980 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан Поль СартрСартр (Sartre), Жан Поль (1905-1980) — французский философ, представитель экзистенциализма, писатель и драматург. Общественный деятель, участник французского движения сопротивления, в послевоенные годы — многочисленных демократических движений и организаций. Глава французского атеистического экзистенциализма. Переосмысливая идеи Р. Декарта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, в раннем периоде своей философской эволюции реализует проект собственной экзистенциалистской теории бытия — феноменологической онтологии, утверждая, подобно Хайдеггеру, что онтология возможна только как феноменология. В своих первых философских сочинениях, посвященных феноменологическому анализу сознания, — «Трансцендентальность эго» (1934), «Воображение» (1936), «Воображаемое» (1940) — Сартр осуществляет более радикальную, по сравнению с Гуссерлем, феноменологическую редукцию, в результате которой сознание оказывается абсолютно лишенным всякой субстанциональности «безличной спонтанностью», тотальной пустотой. Исследуя онтологический статус такого сознания в «Бытии и ничто» (1943), Сартр конструирует онтологическую систему «бытие-в-себе» — «бытие-для-себя» и объединяющее их «ничто». Неопределимость человеческого бытия ставит человека перед тотальностью свободного действия и свободного выбора. В романе «Тошнота» (1938) свобода как синоним «ничто» противопоставляется Сартром «случайности бытия». Вещи или конкретное «данное» во всей своей случайности обладают тем, что он называет «фактичностью», порождающей абсурдность мира. Одна из проблем, вытекающих отсюда, заключается в необходимости такого выбора для каждого: выбор индивидуален, даже если он касается всего человечества («Экзистенциализм — это гуманизм», 1946). Неизбежным следствием индивидуального выбора оказывается то, что одно «бытие-для-себя» вступает в конфликт с другим «бытием-для-себя». Сартр критикует традиционный психоанализ по двум причинам: во-первых, «бессознательное» Фрейда оказывается, по Сартру, непоследовательным понятием — «бессознательным сознанием» (критика, основывающаяся на идее человека как полностью сознательного существа); во-вторых, психоанализ пытается осмыслить в психологических терминах то, что в действительности является предметом метафизики или онтологии — неизбежное одиночество человека в мире случайных вещей, без Бога, в мире, где он должен постоянно осуществлять свой выбор. В более позднем, послевоенном периоде своего творчества С. неожиданно обращается к марксизму, пытаясь соединить его с экзистенциализмом посредством выведения универсального знания об истории из природы индивидуального выбора («Вопрос о методе», 1957). В «Критике диалектического разума» (1960) С. перемещает акцент с индивидуального действия на «практику», стремясь преодолеть изоляционистскую точку зрения «Бытия и ничто» и рассматривая «групповое действие» как трансценденцию, позволяющую избежать конфликтов в межличностных отношениях, которые в ранних произведениях изображались столь драматично. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 381-382. Вернуться на главную страницу Сартра
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |