Сапгир Генрих Вениаминович |
|
1928-1999 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сапгир Генрих ВениаминовичСапгир Генрих Вениаминович [20.11.1928, Бийск — 7.10.1999, Москва] — поэт, прозаик. Сын сапожника. В 1929 семья переехала в Москву. Читать начал очень рано, «все быстрее увлекаясь самим процессом мгновенного чтения. В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с удивлением смотрела, как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мамы и двух взрослых братьев-студентов. И пусть все мешалось в моем мозгу, это не мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших моих друзей и домашних». Писать стихи начал примерно в 11 лет, во всесоюзной газете «Пионерская правда» было опубликовано одно из детских стихотворений Сапгира. «Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в прозе меня вдохновлял А.Гайдар — и я написал несколько тетрадей "Гейка и его команда"; в поэзии на меня произвела огромное впечатление вторая часть "Фауста" — своей пестротой, величием и непонятностью — и я стал писать большую поэму, где Свет борется с Мраком — два великана, и это была какая-то вселенская Весна... За этим занятием и нашел меня старый поэт и последователь Иннокентия Анненского Арсений Алексеевич Альвинг (Смирнов). Он привел меня в свою литстудию, которая помещалась в Доме пионеров Ленинградского района. Там все были старше меня — юноши. Но занялись мной и учили меня стихосложению по Шенгели. Там я впервые увидел Е.Кропивницкого. Он приходил на занятия с этюдником из художественного училища и уже носил очки». Вернувшись из эвакуации, с 15 лет начал самостоятельную жизнь на московской окраине, стал примерным учеником «лианозовской школы», именованной так по названию подмосковной станции Лианозово, где в бараке жил друг Сапгира Оскар Рабин и куда с 1960-х «стали приезжать сначала молодые художники и писатели, затем журналисты и дипломаты — посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними черные "Волги" КГБ. В общем назвали нас всех "Лианозовской группой". Так теперь и записано в истории русского искусства. Меня и Игоря Холина еще звали "барачными поэтами". И жили в бараках и писали про это» — так вспоминал Сапгир в последние годы. С юности Сапгир дружил со скульптором Эрнстом Неизвестным, писателями и поэтами В.Бахчаняном, И.Холиным, В.Левиным, В.Некрасовым. Первая серьезная публикация — вышедшие в Большой серии «Библиотеки поэта» в 1959 переводы эстонских поэтов. В это же время Сапгир познакомился с группой вернувшихся с войны литераторов: Д.Самойловым, Л.Тоомом, Б.Слуцким; последний, однажды «уставя в грудь мою палец, произнес: "Вы, Генрих, формалист, поэтому должны отлично писать стихи для детей". И тут же отвел меня к своему другу Юрию Тимофееву — главному редактору издательства "Детский мир". С тех пор я пишу для детей». Так детская литература стала для Сапгира, как и для многих его единомышленников, едва ли не единственной возможностью пробиться к читателю. Позднее поэт признавался: «Никогда бы не догадался писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали всякую возможность заработать на хлеб "взрослым" творчеством». В 1960 в издательстве «Детский мир» вышел первый сборник произведений Сапгира для детей с характерным названием «Первое знакомство». Следующая его книга — «Забавная азбука» (1963) — создана в традициях азбук Саши Черного и С.Маршака. Участвовал в возобновлении школьного «Букваря», «Нового букваря», где ребенок включается в словесную игру — начальные упражнения в стихосложении. В дальнейшем Сапгир написал несколько стихотворных азбук: «Лесная азбука», «Журавлиная книга», нотную азбуку «Сказка о лесной музыке», считалки и скороговорки на разные буквы алфавита. Сапгир — автор более 20 пьес для детей, многие из которых поставлены в театрах России и за рубежом. Совместно с Г.Цыферовым написаны сценарии к мультфильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу». Для детей Сапгир, переводил стихи еврейского поэта Овсея Дриза, англичанина А.А.Милна (сб. «Мы с Винни-Пухом», 1994). С 1975 Сапгир печатал свои «взрослые» стихи в западных журналах: «Грани» (№95), «Третья волна» (1976. №2; 1979. №6); «Континент» (1978. №16); «Время и мы» (1978. №62), «Neue Russische Liferatur» (1978. №1; 1983. №4-5), «Эхо» (1986. №14). За рубежом выпустил книги: «Сонеты на рубашках» (Париж, 1976); «Стихи 87» (Париж, 1987). Публикация первой книги имеет свою предысторию: в 1975 художники-нонконформисты устроили выставку на ВДНХ. Сапгир вспоминает: «Захотелось и мне показать свое творчество. На полотняных спинах двух своих рубашек я начертил два своих сонета: "Тело" и "Дух", так их и повесили на стене павильона. Недолго они провисели. Начальство повелело их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про то, что это — образцы визуальной поэзии, никто и не подумал». С 1989 Сапгир публиковал стихи и прозу в русских журналах и альманахах: «Радуга», «Огонек», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Арион», «НЛО». В стихах для взрослых используются приемы модернистской и постмодернистской поэтики: диалог и даже полилог с чужим текстом, фиксация свободно звучащей речи, перекличка и развитие цитат, предпочтение иронии всем остальным лирическим интонациям, отсутствие традиционных знаков препинания, определяемых возможностями поэтического потока, недосказанность, наполнение строгих жанров псалма, сонета, жития непривычным содержанием: «Дремлют дачники московские / Кира, я и Брусиловские / Парни с лыжами прошли / По вагонам путешествуя / Вдруг вошла танцуя шествуя — / Из совсем другой игры... / — Будет Авель помнить Каина... / — Вы забыли про хозяина? / Сталин — мой отец и брат! — / У старухи голос мхатовский / Книппер-чеховский ахматовский» («Жрица культа»). Сапгир — член СП СССР (1991), русского ПЕН-центра (1991). Член редколлегий журналов «Стрелец», «Воум!», газеты международного поэтического авангарда «Поэзия» (1995). Награжден премиями фонда «Знамя» (1993), им. В.Хлебникова журнала «Стрелец» (1995, 1996). С.А.Котельникова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.269-271. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Сонеты на рубашках. М., 1976, 1989, 1993; Черновики Пушкина. М., 1992; Избранное. М., 1993; Смеянцы. М., 1995; Принцесса и людоед. М., 1996; Лето с ангелами. М., 2000; Лошарик. М., 2000; Неоконченный сонет. М., 2000; Летящий и спящий. Рассказы в прозе и стихах. М., 1997; Московские мифы. М., 1989. Литература:Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917. Лондон, 1988; «И барский ямб и птичий крик» [беседа с Г.Сапгиром] // Новое литературное обозрение. 1992. №1; Битов А. Истина и стена // Сапгир Г. Избранное. М.; Париж; Нью-Йорк, 1993; Орлицкий Ю. Генрих Сапгир как поэт «лианозовской школы» // Новое литераутрное обозрение. 1993. №5; Соложенкина С. «Сновидения, забытые нами...». Перечитывая стихи Генриха Сапгира // Детская литература. 1994. №2; Арзамасцева И.Н. Сапгир Г.В. // Русские детские писатели XX в.: биобиблиографический словарь. М., 1997. С.389-391.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |