Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович |
|
1826-1889 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Салтыков (Салтыков-Щедрин), Михаил Евграфович (псевдоним - Н. Щедрин) (15(27).I.1826 - 28.IV(10.V).1889) - русский писатель. Родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в дворянской семье. Окончил Царскосельский лицей (1844). Изучил философию Г. Гегеля и Л. Фейербаха, произведения утопистов-социалистов А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, В. Консидерана, интересовался историей, политической экономией. Особенно значительным было влияние на формирование мировоззрения Салтыкова русской литературы, критической мысли В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Салтыков сблизился с М. В. Петрашевским, кружок которого посещал в 1845-1847 годы. После опубликования повестей «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) был арестован и отправлен на обязательную службу в Вятку (1848-1855). Идейное развитие Салтыкова, получившего широкую известность антикрепостническими «Губернскими очерками» (1856-1857), шло в русле революционно-демократического мировоззрения. Убедившись в полной бесполезности чиновничьей службы для целей социального прогресса (вице-губернатор в Рязани и Твери, 1858-1861, и др.), Салтыков целиком ушел в общественно-литературную деятельность. В течение десятилетий Салтыков (вместе с Н. А. Некрасовым) был последовательным продолжателем традиций Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, снискав славу гениального сатирика, глубокого мыслителя - публициста и литературного критика, организатора молодых творческих сил в «Современнике» (1862-1864) и «Отечественных записках» (1868-1884). Не будучи профессионалом-историком, Салтыков не создал законченную концепцию русской истории. Роль Салтыкова в развитии исторической науки состояла прежде всего в том, что он, обладая солидными историческими познаниями, с необычайной глубиной рассмотрел некоторые из главных проблем русской истории, своим творчеством формировал научные критерии в оценке истории. Воодушевляющей идеей Салтыкова была идея исторического прогресса. Салтыков в принципе верил в возможность и победу народной революции в России. Но исторический опыт освободительного движения убеждал его, что крестьянские массы к революции не готовы. Главную задачу своей эпохи Салтыков видел в том, чтобы разъяснить народу подлинные причины его страданий, помочь осознать истинные масштабы зла и свои собственные силы активного творца истории. Проблема ликвидации царизма стояла в центре внимания Салтыкова. Салтыков был противником государственной школы и историков славянофильского направления (см. Славянофилы). Считая руководящей целью науки установление внутренней закономерности исторического развития, Салтыков отвергал позитивизм и эмпиризм, но ценил исторические документ, был постоянным читателем «Русского архива», «Русской старины», многочисленных исторических сборников, публикаций. Сотрудничая в «Отечественных записках» с теоретиками народничества (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), Салтыков идейно сближался с ними, хотя отрицал концепцию об особом пути развития России. Салтыков критиковал слабые стороны утопического социализма, во взглядах Фурье и Чернышевского отметил уклонение от подлинного историзма, поспешное и слишком детальное «усчитывание» примет исторического будущего («Наша общественная жизнь», «Письма о провинции»). Салтыков правильно понял основную историческую тенденцию эпохи: замену помещичьего закрепощения - закрепощением «чумазовским», т.е. капиталистическим. В художественных и публицистических сочинениях Салтыкова глубоко исследуются крепостное право, разные стороны помещичьего хозяйствования («Губернские очерки», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина»); различные формы российского капитализма («Убежище Монрепо», «Благонамеренные речи», «За рубежом», «Мелочи жизни»); правительственная политика, чиновничество («История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы»); политическое двоедушие либерализма («Дневник провинциала в Петербурге», «Современная идиллия», «Письма к тетеньке», «Сказки»). «...Невозможно понять историю России во второй половине XIX века, - заявлял М. Горький, - без помощи Щедрина» («История русской литературы», Архив А. М. Горького, (т. 1),1939, с. 274). Салтыков умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Е. И. Покусаев. Саратов. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969. Сочинения:Полн. собр. соч., т. 1-20, М., 1933-41; Собр. соч. в 20 тт., т. 1-6, М., 1965-68 -. Литература: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 236); Семевский В. И., Крепостное право и крест. реформа в произв. М. Салтыкова, П., 1917;Макашин С. A., Салтыков-Щедрин. Биография, 2 изд., т. 1, М., 1951; Кирпотин В. Я., M. E. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1955; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М.-Л., 1959; Левита Р. Я., Обществ.-экономич. взгляды M. E. Салтыкова-Щедрина, Калуга, 1961; Покусаев Е. И., Революц. сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Турков A., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Добровольский Л. М. и Лавров В. М., Библиография M. E. Салтыкова-Щедрина, т. 1, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография лит-ры о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917, М.-Л., 1961; Баскаков В. Н., Библиография лит-ры о M. E. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965, М.-Л., 1966. Вернуться на главную страницу Салтыкова-Щедрина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |