Рытхэу Юрий Сергеевич |
|
р. 1930 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий Сергеевич РытхэуРытхэу Юрий Сергеевич (р. 1930), чукотский прозаик. Родился 8 марта в поселке Уэлен Чукотского национального округа в семье охотника. Окончил семилетку и ушел из родного села. По возрасту он не попал в число тех, кто был командирован в Институт народов Севера, и решил самостоятельно добраться до Ленинграда, чтобы продолжать образование. Начался его долгий, продолжавшийся несколько лет путь в, Ленинград. Надо было зарабатывать на жизнь и на. проезд. Он плавал матросом по Берингову морю, ходил в горы с геологической экспедицией в качестве рабочего, участвовал в зверобойном промысле, был грузчиком гидробазы. Долгий путь дал будущему писателю бесценный опыт жизни. Когда пришло время получать паспорт, Рытхэу пошел к знакомому геологу и попросил у него имя и отчество (у чукчей не было традиции отчества и фамилии). Так он стал Юрием Сергеевичем, имя же Рытхэу стало ему фамилией. По пути в Ленинград поступил в Анадырское училище, через некоторое время стал сотрудничать в окружной газете "Советская Чукотка", публиковал свои первые очерки и стихи. В Анадыре встретился с ленинградским ученым П.Скориком, возглавлявшим лингвистическую экспедицию. С его помощью добрался до Ленинграда и в 1948 стал студентом университета. Ему было немногим больше 20 лет, когда в альманахе "Молодой Ленинград", а затем в "Огоньке" и "Новом мире" стали появляться первые его рассказы. Первая большая книга - "Чукотская сага" - вышла в 1956, сразу сделав известным его имя. Затем появился роман "Время таяния снегов", принесшая молодому автору еще большую популярность. В 1970-е были опубликованы рассказы, повести и романы Рытхэу: "Когда киты уходят", "Повести", "Белые снега", "Голубые песцы", "Конец вечной мерзлоты"и др. В 1989 опубликовал "Интер-континентальный мост (легенда о будущем)". Ю.Рытхэу живет и работает в Анадыре. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Рытхэу Юрий Сергеевич [8.3.1930, пос. Уэлен на Чукотке] — прозаик, переводчик, публицист. После семилетки окончил Анадырское педагогическое училище. В годы учебы сотрудничал в газете «Советская Чукотка». В 1949 Рытхэу стал студентом ЛГУ, одновременно занимаясь переводами на чукотский язык сказок А.С.Пушкина, рассказов Л.Н.Толстого, сочинений М.Горького и Т.Семушкина. Первые произведения Рытхэу появились в 1960-е в альманахе «Молодой Ленинград», в ленинградской молодежной газете «Смена», в журнале «Огонек», «Дальний Восток», «Новый мир» и др. В 1953 вышел первый сб. рассказов «Люди нашего берега», где наметилась одна из основных тем творчества Рытхэу — идейная борьба двух социально-экономических систем. Берингов пролив разделяет не только два континента, но и два различных мира: «по нашу сторону началась совсем новая жизнь», вызывающая гордость за свое Отечество. Основная творческая удача начинающего писателя — образы Мэмыля и Кэнири — главных героев цикла рассказов «Судьба человека» и других произведений второй книги Рытхэу — «Чукотской саги» (1956). Каждый рассказ воспроизводит эпизоды жизни чукотского селения конца 1940-х — начала 1950-х: в древнем жилище чукчей — яранге — впервые появляется окно («Окошко»), чукотская девушка первый раз в жизни летит на самолете в большой город («Тэгрынэ летит в Хабаровск»). Уже в первых произведениях проявилось умение Рытхэу обобщать события и явления, показать сложности ломки вековых традиций, переоценки принципиальных позиций мировоззрения, убеждая колоритными подробностями, окрашенными доброй иронией, юмористической интонацией. Тонко подмечаются особенности становления новой психологии, коллизии и бытовые сдвиги, которые рождало вовлечение почти первобытного по мышлению и бытовому укладу народа в непривычную и привлекательную жизнь: первая встреча с электричеством, радио, хлебом, горячей водой — привычные для горожан блага цивилизации весьма своеобразно осваивались северянами. Сложно проходило и их знакомство с новыми моральными категориями, пробуждение мн. положительных черт. Лень и легкомыслие портят характер охотника Кэнири (рассказ «Судьба человека»), но позже в нем просыпаются благодарность, стремление добросовестно трудиться. В образе морского охотника Мэмыля типизированы положительные качества поколения чукчей, познавшего трагедию прежней жизни: несколько горьких лет на Аляске не по своей воле; на Чукотке помогал устанавливать советскую власть, проводить коллективизацию, бороться с кулаками и шаманами. Для него «новая жизнь — это колхоз "Утро" и большая Советская Родина». В 1954 Рытхэу стал членом СП СССР. В середине 1950-х, после окончания ЛГУ, Рытхэу жил в Магадане, работал корреспондентом газеты «Магаданская правда». В 1958-67 увидела свет автобиографическая трилогия Рытхэу «Время таяния снегов». В центре повествования — судьба поколения, изменяющаяся вместе с действительностью: «Раньше мы не думали о жизни, забота о еде и теплом жилище — вот о чем были наши думы. Сейчас вся наша жизнь меняется, как Земля весной, во время таяния снегов. Многое нам еще не ясно, но мы хотим все понять и научиться самим разбираться, как и что в жизни»,— говорит китобой Кукы в романе, давшем название трилогии, где, как и в других книгах Рытхэу, запечатлено стремление молодого поколения северян «быть с веком наравне». В судьбе главного героя трилогии Ринтына узнаваемы черты биографии Рытхэу, что автор и не скрывает. Детально исследуется процесс открытия большого мира мальчиком из чукотского стойбища. Дальнейший путь мальчика-юноши в большую жизнь составляет содержание двух остальных книг трилогии: «Ринтын едет в университет» и «Ленинградский рассвет». Первая повесть художественно отразила длившийся «два с лишним года» трудный путь из Улака (литературное наименование родного поселка) на берега Невы, в Ленинградский университет. В каждой повести усиливается эпичность повествования, приближая его к романной жанровой форме. Вторая повесть содержит все основные признаки повести-путешествия. Герой — в пути, в познании своей страны, в самопознании, ведущем к развитию личности, индивидуальности, перешагивающей через века. Вторая повесть заканчивается символически: два друга, Ринтын и Кайом, останавливаются перед закрытой стеклянной дверью ун-та, за которой начнется новая, еще не ведомая для чукотского юноши жизнь. Откроется эта дверь в последней книге трилогии — романе «Ленинградский рассвет». Конец ее тоже символичен: счастливый автор держит в руках свою первую книгу. Новая грань дарования Рытхэу — умение создавать остродраматические ситуации, раскрывающие внутренний мир нового человека Чукотки. Он — герой романа «Айвангу» (1964) — человек, победивший самого себя. Охотник с ампутированными ногами, который, по прежним законам тундры, должен был добровольно уйти из жизни, находит в себе силы, чтобы не сдаться, найти свое место в новой жизни, стать полезным, одержать нравственную победу над приспособленцем и лицемером Кавье, считающим главным говорить «правильные слова». В сб. рассказов «Прощание с богами», «Самые красивые корабли», «Ну-нивак», «Волшебная рукавица», «Ме-тательница гарпуна», «В тени айсберга» и др. представлены исторические и современные сюжеты о многовековой жизни чукчей и др. народов Севера в суровых природных условиях Арктики, иногда на грани человеческих возможностей. Рытхэу — автор романов «Сон в начале тумана» (1970), «Конец вечной мерзлоты» (1977), «Магические числа» (1986), «Интерконтинентальный мост» (1989) и др. Рытхэу избирает стадиально-исторический подход в развитии родного языка и культуры. Сначала он учился писать прозу на родном и русском языках, делал переводы классики на чукотский. Со временем избрал язык межнационального общения. Осознанный выбор языка творчества, преклонение перед русской культурой и определяли проблематику произведений Рытхэу Его отличала устремленность к новой культуре и цивилизации. Перемены в оценках и переход к использованию элементов устно-поэтического творчества происходили постепенно. В разных произведениях Рытхэу словно примеривался к поэтической легенде о Матери-прародительнице приморских чукчей, зачавшей их род от морского гиганта-Кита. Этот период вживания в духовную культуру своего народа привел Рытхэу к созданию самобытной по проблематике, философскому осмыслению древнего наследия чукчей и эстетической насыщенности повести-притчи «Когда киты уходят» (1975). В форме мифологического повествования автор пытается донести мысль о ценности великой любви, о губительной силе человеческой гордости, приводящей к духовной гибели и разрушению. В основе повести — древняя эскимосская легенда о прародительнице человеческого рода — Нау. Легендарны и образы Рэу — человека-кита, Эну, Гиву, Арма-гергина — носителя злого начала, разрушающего гармонию человека и природы: убив последнего моржа на побережье, совершив неслыханное для чукчей преступление, он крикнул «так громко и победно, что с соседних скал поднялись тысячные стада гнездующихся птиц». Особая роль отводится худож. символике, имеющей мифологическое и собственно авторское литературное происхождение. Все мы взяты из мира природы: зло воплощается в образах «черных звуков», карканья «черного ворона»; светлое, чистое начало, любовь, добро — «радуга», разноцветное «солнечное гало». Особо выразителен образ моря. Оно одухотворено, пока живут в его недрах божьи твари — «родственники человека». «Море полно жизни, полно плавающих и ныряющих». Но оно становится безжизненным и «пустынным», когда лишается своих обитателей, когда нарушается связь природы и человека. Поэтическая интонация подчеркнута периодичностью речи, повторами, аллитерациями: «Черный ворон каркал черными звуками... Песцы тявкали, словно выплевывая застывшие в глотке мелкие косточки морошки». Притчевая повесть создана в традиции северного фольклора и русской литературы (например, романтические произведения М.Горького). Если повесть-притча отражала переходность в сознании поколений его соплеменников, с губительной быстротой уходящих от нравственных устоев рода, то в романе «Магические числа» (1986) анализируется противоборство духовности и цивилизации в столкновении двух выдающихся личностей-антиподов: молодой чукча — шаман Кагот и знаменитый путешественник, посетивший Северный полюс, Руал Амундсен встретились в обыденной жизни. Рационализм устоявшейся цивилизованной жизни и науч. деятельности в условиях многолетнего арктического плавания Амундсена оказывается трагически противопоставленным мировосприятию шамана. Причина разрыва отношений ученого с шаманом характеризует человека, подчиняющего себя, свои действия и поступки исследовательским задачам и не терпящего недисциплинированности. Жестокое внутреннее равновесие в его характере противопоставляется анархичности, импульсивности, всепоглощающей страсти, охвативших Кагота, стоило ему постичь закономерности арифметической прогрессии. Забыв о службе на корабле, он погрузился в поиски магического числа, способного принести счастье его соплеменникам. Забыв и предостережения старого шамана Амуса о бесконечности мира и равновесии во всех его частях, тратил дни и ночи, исписывая бумагу в поисках конечного числа ради счастья всех людей. Это нарушало принципы народной философии с ее верой в непрерывность жизни, в бесконечность миров, куда уходят люди после смерти и продолжают там свое существование. Так Рытхэу исследует столкновение двух типов познания: чувственно-конкретное восприятие мира мифологическим сознанием, основа которого — эмпирический опыт, противопоставляется рационально-прагматическому типу сознания. Писатель пытается выявить корни неудач воздействия цивилизации на народы, которые буржуазные гуманисты XIX-XX вв. называли туземцами, аборигенами, дикими, отсталыми. Остротой и многообразием отличается публицистика Рытхэу, в ней содержится критика прагматического подхода к природе ретивых хозяйственников и пришлого люда, разрушения среды обитания строительством промышленных предприятий, разбазаривания естественных богатств в ущерб народному благосостоянию. Произведения Рытхэу издавались на 30 иностранных языков. С творческими поездками, дружескими и культурными визитами Рытхэу побывал во многих странах мира. С.А.Котельникова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 242-244. Далее читайте:Мандриков Михаил Сергеевич (1888-1920), герой романа Ю. Рытхэу «Конец вечной мерзлоты». Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Избранное: в 2 т. Л., 1981; Люди нашего берега. М., 1953; Чукотская сага. М, 1960; Прощание с богами. Л., 1961; Нунивак. М., 1963; Волшебная рукавица. М., 1963; Айвангу: роман. М., 1966; Самые красивые корабли. М., 1968; В тени айсберга. Л., 1971; Иней на пороге. М., 1971; Метательница гарпуна. М., 1973; Время таяния снегов. М, 1981; Полярный круг. Л., 1983; Конец вечной мерзлоты: роман. М., 1984; Магические числа. Л., 1986; Сон в начале тумана. М., 1986; Остров надежды. М., 1987; Белые снега: роман. М., 1988; Интерконтинентальный мост. Л. 1989; Путешествие в молодость, или Время красной морошки. М., 1991. Литература:Юрий Рытхэу // История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т.5. С.758-760; Власенко А.Н. Юрий Рытхэу. Литературный портрет. М., 1988; Шпрыгов Ю.М. Юрий Рытхэу: истоки и эволюция творчества. Магадан, 1979; Шпрыгова В.Л. Автобиографическая художественная проза Юрия Рытхэу (Проблема героя, духовное и эстетическое своеобразие). М., 1998; Пошатаева А. В. Юрий Рытхэу, Владимир Санги. Опыт реконструкции эстетики переходных эпох // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. III. М., 1998; Юрий Рытхэу и русская литература: Материалы научно-практической конференции. Магадан, 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |