Руссо, Жан-Жак
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Руссо, Жан-Жак

1712–1778

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо. Портрет работы А. Рамзей.

Самый радикальный представитель Просвещения

РУССО Жан Жак (1712-1778) — французский философ-просветитель. Основные произведения: «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Эмиль, или О воспитании».

Руссо — самый радикальный представитель Просвещения и в то же время его непримиримый противник. С точки зрения Р., изначально человеческая природа склонна к добру. Культура противоположна природе. Культура связана с разделением труда, которое толкает человека к неравенству как к источнику всех бед. Сказав «это моё», человек разрушает счастливую гармонию с природой и с себе подобными. Следует только сожалеть о распространении образования и изобретении книгопечатания, писал Р. Можно быть людьми, не будучи учеными. Астрономия произошла из невежества астрологии, геометрия — из скупости, физика — из праздного любопытства. Науки и искусства не принесли никакой пользы человечеству, лишь сделали людей несчастными. Воспитание — это развитие природной индивидуальности, но отнюдь не разума.

Р. был против сенсуализма: в человеке главное не ощущения, а чувства, душа. В религии тоже главное — чувства, поэтому традиционная религия с ее сложной символикой, догматами должна быть заменена доступной всем безыскусной «религией чувства». Так иррациональное входит в жизнь каждого человека. Иррациональное не противостоит человеку в качестве бездушной абсурдной природы, но находится в его сердце — это его чувства, побуждения. Все страхи, суеверия, предрассудки толпы реабилитируются Р. Вместо долга, добра, совести у него на первом месте находится «чувствительность», с помощью которой сам Р. в своей «Исповеди» оправдывает самые неблаговидные поступки.

Взгляды Р. на общество, на государственное устройство изложены в его трактате «Об общественном договоре». Государство должно быть таким, чтобы человек сохранил свою свободу. Это возможно только в том случае, если искоренить частный интерес — источник неравенства. Для Р. свобода — это растворение в общей воле, отчуждение всех частных прав в пользу общества. В результате ни у кого не может быть интереса покушаться на права другого члена общества. Всеобщая воля — это коллективное удовлетворение индивидуального интереса. Она всегда права. «Каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого».

Общественный договор в интерпретации Р. должен снять противоречие между естественным состоянием и противоречиями цивилизации. Он совмещает свободу (привилегию естественности) и общественное объединение (достояние цивилизации). Общественный договор — это договор между каждым и сувереном (властелином). Суверен — это носитель общей воли, коллективного целого. Общая воля — это не «воля всех». Воля всех — это сумма разнонаправленных интересов частных лиц, а общая воля — это единый интерес всех. Частная воля всегда стремится к преимуществам, суверенитет народа как осуществление общей воли — к равенству. Свобода возможна только в условиях полного равенства: мы заставим гражданина быть свободным, говорит Р.

Править может только воля всего народа, поэтому выборы должны быть прямыми; возможно радикальное изменение строя, устранение правительства, нарушившего общую волю. Даже выбор религии должен определяться народным большинством. Ничто не может противостоять решению народа, в том числе и образованное меньшинство. Развитие общества в интерпретации Р. теряет стабильность, история грозит превратиться в чистый лист бумаги, на котором прихоть толпы будет писать свои письмена, свои законы.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 320-321.


Вернуться на главную страницу Руссо

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС