Розанов Василий Васильевич |
|
1856-1918 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Васильевич Розанов
Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — русский религиозный философ, писатель, публицист. Окончил Московский университет. Последователь Н. Н. Страхова и Леонтьева, предложил свое понимание русской идеи («Среди художников», 1914). Обосновал принцип так называемого альтернативного мышления как сочетания различных, в т. ч. противоположных, точек зрения. Первое философское сочинение Розанова «О понимании» (1886) направлено против позитивизма и представляет собой опыт исследования науки как цельного знания. Основные положения этой книги не были восприняты современниками, что стимулировало обращение Розанова к публицистике. Свои философские идеи, во многом предваряющие экзистенциализм, он излагал в форме афоризмов и отдельных записей («Уединенное», 1912; «Опавшие листья» 1913, 1915). Один из учредителей Религиозно-философских собраний (1901 — 1903), преобразованных в 1907 в Петербургское религиозно-философское общество, Розанов является ярким выразителем философии и эстетики так называемого русского Апокалипсиса (предчувствия грядущих катаклизмов). Краеугольным камнем миросозерцания Розанова был семейный вопрос. В семье он видел гл. ячейку общества («Семейный вопрос в России», 1903). Дайте мне только любящую семью, провозглашал Розанов, и я из этой ячейки построю вам вечное социальное здание. Свои религиозно-философские идеи Розанов развил в книгах: «Религия и культура» (1899), «Природа и история» (1900), «В мире неясного и нерешенного» (1901), «Около церковных стен» (1906), «Люди лунного света. Метафизика христианства» (1911), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911). В центре его размышлений — отношения человека и Христа. В программной работе «О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира» (1908), рассматривая христианство, утверждает, что Христос есть дух небытия, а христианство — религия смерти, признающая одно лишь прекрасным — страдание, печаль и сладость смерти. В поздний период (1917—1918) Розанов сосредоточился на теме «Россия и революция»; революцию он рассматривал как попытку поправить старый грех самодержавия с помощью нового греха, прежде всего — террора. 1917 означал для Розанова крах культуры России («Апокалипсис нашего времени» (1917— 1918). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 392. Вернуться на главную страницу В.Розанова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |