Родионов Иван Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Родионов Иван Александрович

1866-1940

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Александрович Родионов

Родионов Иван Александрович (21.10[2.11].1866—24.01. 1940), писатель и общественный деятель. Родился в станице Камышевской области Войска Донского в дворянской казачьей семье. Получил военное образование. В качестве командира казачьей сотни участвовал в подавлении революционной смуты 1905. Выйдя в отставку, проживал в Новгородской губ.

Большую известность Родионову принес роман «Наше преступление» (СПб., 1909), впоследствии неоднократно переиздававшийся. В нем Родионов ярко показал «разобщение русского культурного класса с народом», что грозило России падением в «бездну, провал, дно».

Страшным злом для страны Родионов считал народное пьянство. Он постоянно заявлял: «По моему глубокому убеждению — Россия гибнет от двух главных причин: еврея и алкоголя».

Убежденный патриот-монархист Родионов принял участие в монархическом движении. В 1912 выступил в Русском собрании с двумя докладами («Неужели гибель?»), в которых показал, как «мы, арийцы, передовой авангард и главные силы созидательного человечества, приняли и беспрерывно принимаем на себя самые сокрушительные удары еврейства». И выступил с призывом: «Единственно идеальное решение еврейского вопроса, это полное изгнание евреев из русской земли».

Тогда же Родионов стал членом сформированной В.М. Пуришкевичем «Комиссии по разбору имеющихся на книжном рынке учебников». Результатом работы Комиссии стал коллективный труд «Школьная подготовка второй русской революции» (СПб., 1913), направленный на оздоровление начальной школы.

Произведения Родионова печатались в издании Русского народного союза им. Михаила Архангела журнале «Прямой путь».

Как боевой офицер Родионов в годы первой мировой войны был награжден 4-мя боевыми орденами. В 1917 отказался присягнуть Временному правительству. Поддержал выступление генерала Л. Г. Корнилова, был арестован и заключен в Быховскую тюрьму вместе с будущими вождями Белой добровольческой армии. Вышел на свободу накануне большевистского переворота и уехал на Дон.

Во время гражданской войны Родионов участвовал в 1-м Кубанском Ледяном походе белых добровольцев, о чем впоследствии написал книгу «Жертвы вечерние» (Берлин, 1922). Затем был редактором органа правительства генерала П. Н. Краснова газеты «Донской край». Одновременно издавал в Новочеркасске патриотическую газету «Часовой» (с сатирическим приложением «Крапива»). На страницах этой газеты Родионов опубликовал в 1918 «Сионские протоколы», вскоре вышедшие 2-мя отдельными изданиями и получившие широкое распространение на юге России.

В нояб. 1918 Родионов принял участие в проходившем в Ростове-на-Дону монархическом съезде, на котором, в частности, присутствовали видные монархисты Г. Г. Замысловский и В. А. Образцов. По итогам съезда Родионов был избран членом Юго-восточного краевого монархического центрального Комитета, созданного в целях «дальнейшего содействия пропаганде монархических идей и восстановлению монархии в единой неделимой России».

Гражданскую войну Родионов закончил в чине полковника. В эмиграции жил в Германии и Югославии. По-прежнему участвовал в монархическом движении: в 1923 стал помощником председателя Берлинского монархического объединения, избирался делегатом на Российский зарубежный съезд в Париже в апр. 1926. В мае 1938 в Белграде под председательством Родионова состоялась «встреча русских людей, верных заветам великого прошлого императорской России», на которой он произнес «красивую речь о монархизме и монархичности всего Русского» («Партизан» [Белград], 1938, № 9).

В эмиграции Родионов выпустил ряд новых книг, наполненных размышлениями о трагической судьбе России. Главного виновника русской трагедии он видел в «гангренозной заразе человечества — вездесущем жиде». Описывая кошмары большевистской революции, Родионов подчеркивал: «И над этим бездонным ужасом, сплошными муками и смертью царит налившийся христианской кровью ненасытный паук-жид.

Его нечистые ноги осквернили нашу священную землю, его зловонные уста заразой смерти наполнили наш родной воздух, наши богатства перешли в его карманы».

Ведь «жиду надо истребить нас, чтобы некому было протестовать, чтобы не осталось под небом живых свидетелей его вопиющих злодеяний, спорщиков и наследников к украденному им русскому имуществу, чтобы имущество это в конце концов оказалось выморочным».

Когда же «русский народ вымрет поголовно… на месте недавней великой Российской империи окажется необъятная пустыня, куда со всех концов земли нахлынут новые насельники».

И Родионов делает пророческое предупреждение: «Теперь у нас, русских, нет друзей. Мы почти сплошь окружены врагами. Человечество, как черное воронье перед издыхающей скотиной, алчными глазами следит за нашим умиранием, чтобы накинуться на нас, как на падаль, и каждый из народов ревниво следит за другими, чтобы конкуренты не опередили его в наживе нашими землями и нашим добром, когда нас не будет на свете.

Каждый из народов облюбовал себе жирные куски и уже заранее подсчитывает барыши.

В этом они ошибутся и ошибутся жестоко. Они сами упадут в ту самую яму, которую всеми мерами помогали жидам вырывать и углублять для нас, и упадут в тот момент, когда мы уже выкарабкаемся из нее» («Казачий сборник» [Берлин], 1922, № 1).

Итоговым произведением Родионова стало большое сочинение «У последних свершений», отрывки из которого были изданы в виде самостоятельных книг — «Сыны дьявола» (Белград, 1932) и «Царство сатаны» (Берлин, 1937).

В «Сынах дьявола» в художественной форме изложена сущность «Протоколов Сионских мудрецов». Эта книга вызвала положительный отклик главы Русской Православной Зарубежной Церкви митр. Антония («Царский вестник» [Белград], 1932, № 286). А бывший лидер Союза русского народа  Н.Е. Марков рекомендовал иметь ее каждому русскому патриоту («Мировая служба» [Эрфурт], № 4).

Наумов С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Родионов Иван Александрович (21.10.1866— 11 [24].01.1940), писатель, казачий офицер, активный участник монархического движения.

Родился в станице Камышевской (Мариинской?) области Войска Донского в семье помещика (из донских казаков). Получил военное образование. В качестве командира казачьей сотни участвовал в подавлении революционной смуты 1905. Выйдя в отставку, получил должность земского начальника в Боровичах Новгородской губ.

В 1894 в журнале «Русское обозрение» вы> шли его «Казачьи очерки» о легендарном герое Кавказской войны Я.П.Бакланове. Затем, в 1909, появилась его повесть «Наше преступление», которая принесла писателю широкую известность — книгу высоко оценил Л. Н. Толстой, отметивший прекрасный народный язык и отсутствие фальши (в 1910 она переиздавалась пять раз). В этой книге Родионов ярко показал «разобщение русского культурного класса с народом», которое как считал писатель, грозило России падением в «бездну, провал, дно». Страшным злом для страны Родионов считал народное пьянство. Он неоднократно заявлял: «По моему глубокому убеждению — Россия гибнет от двух главных причин: еврея и алкоголя». В 1911 вышло его произведение «Москва-матушка», а в 1914 — книга очерков по истории донского казачества «Тихий Дон». В ней Родионов представлял казачество опорой России и в частности писал: «...Надо беречь казачество, надо уважать его права, а не ломать по теоретическому либеральному трафарету то старое, заслуженное перед родиной сословие, в активе которого насчитывается немало незабвенных заслуг».

Будучи убежденным монархистом, Родионов принял активное участие в правом движении. Он выступал с докладами в Русском Собрании, был членом сформированной В. М. Пуришкевичем «Комиссии по разбору имеющихся на книжном рынке учебников», публиковал свои статьи в журнале «Прямой путь» — органе Русского Народного Союза им. Михаила Архангела.

Как казачий офицер Родионов в годы Первой мировой войне служил при штабе главнокомандующего Юго-Западным фронтом генерала А. А. Брусилова, участвовал в «Брусиловском прорыве», был награжден 4 боевыми орденами. В то же время он не оставлял занятий публицистикой, являясь до окт. 1916 редактором ежедневной газеты Юго-Западного фронта «Армейский вестник».

В 1917 Родионов отказался присягать Временному правительству. В мае 1917 участвовал в работе 1-го Всероссийского офицерского съезда в Могилеве и был избран членом Главного комитета «Союза офицеров армии и флота». В сент. 1917 как активный участник корниловского выступления Родионов был заключен в быховскую тюрьму. После освобождения корниловцев, он, вернувшись на Дон, вступил в ряды Добровольческой армии, участвовал в 1-м Кубанском Ледяном походе, издавал официальную газету Всевеликого Войска Донского «Донской край» и новочеркасскую газету «Часовой» (с сатирическим приложением «Крапива»). В нояб. 1918 Родионов принимал участие в проходившем в Ростове-на-Дону монархическом съезде по итогам которого был избран членом Юго-восточного краевого монархического центрального Комитета, созданного в целях «дальнейшего содействия пропаганде монархических идей и восстановлению монархии в единой неделимой России». В 1920 по просьбе ген. П. Н. Врангеля был организатором печатного дела на юге России.

Закончив Гражданскую войну в чине полковника, Родионов эмигрировал. В эмиграции продолжал активно участвовать в монархической работе. Он был помощником председателя Берлинского монархического объединения (1923), избирался делегатом на Российский зарубежный съезд в Париже (апр. 1926). В мае 1938 на организованной им в Белграде «встрече русских людей, верных заветам великого прошлого императорской России», произнес «красивую речь о монархизме и монархичности всего Русского».

Продолжал Родионов и писательские труды. В 1922 вышла его книга «Жертвы вечерние: Не вымысел, а действительность», посвященная участникам «Ледяного похода», романы «Любовь» (1922) и «У последних свершений». Отрывки из последнего романа были изданы в виде самостоятельных книг — «Сыны дьявола» (Белград, 1932) и «Царство сатаны» (Берлин, 1937), в которых писатель в художественной форме излагал содержание «Протоколов сионских мудрецов». Вместе с ген. П. Н. Красновым Родионов сотрудничал в журнале «Казачий сборник», издававшийся казачьей общиной в Берлине. Умер писатель в возрасте 74 лет и похоронен в Берлине на православном кладбище (район Тегель).

А. Иванов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Родионов Иван Александрович [8(20), по др. данным 9(21).10.1866, ст.Камышовская Области Войска Донского — 24.1.1940, Берлин; похоронен на православном кладбище в Тегеле] — прозаик, публицист.

Из дворян Области Войска Донского. Профессиональный военный. Воспитывался в Елисаветградском кавалерийском училище (1881-84) и Новочеркасском юнкерском училище (1884-86), куда перевелся по собственному желанию. Окончил училище по 1-му разряду и был выпущен подхорунжим в комплект донских казачьих полков. Служил в 1-м и 10-м донских казачьих полках. Смолоду мечтал стать писателем (см. рукопись его ранней повести о помещичьей жизни на Кубани — архив Боровичского краеведческого музея Новгородской обл.). Первое выступление в печати — «Казачьи очерки» (Русское обозрение. 1894. №4-6) о действиях против горцев казачьего отряда под командованием Я.П.Бакланова.

В годы первой русской революции подъесаул Родионов командовал казачьей сотней, усмирявшей бунтовавших рабочих в г.Боровичи. Выйдя вскоре в отставку, женился на А.А.Кованько, дочери заводчицы, и поселился в ее родовом имении Устье. Служил в Боровичах земским начальником. Близкое знакомство с председателем Государственной думы в 1911-17 помещиком М.В.Родзянко (сосед Родионов по имению), иеромонахом Илиодором (в миру С.М.Труфанов, земляк Р., донской казак) и епископом Гермогеном (в миру Г.Е.Долганов) способствовало обретению широких связей и знакомств с сановными и церковными (Родионов был очень набожным человеком) кругами Москвы и Петербурга. Родионов был даже представлен царской семье.

Написанная Родионовым по горячим следам первой русской революции повесть «Наше преступление (Не бред, а быль)» с подзаголовком «Из современной народной жизни» принесла автору неожиданную и шумную известность. Книга появилась в издательстве А.С.Суворина осенью 1909 и в течение последующего года выдержала 5 изд. Вскоре ее перевели на многие европейские языки. По инициативе А.Ф.Кони «Наше преступление» было выдвинуто на соискание Пушкинской премии.

Сочинение Родионов поражало читателя пусть и односторонней, но трезвой и жестокой правдой о народе, который, как утверждал автор в предисл., «спился, одичал, озлобился, не умеет и не хочет трудиться». Причиной тому — «разобщение русского культурного класса с народом». По мнению Родионов, «народ брошен и, беспомощный, невежественный, предоставлен собственной бедной судьбе. Если вовремя не прийти к нему, то исход один — бездна, провал, дно». Автор призывал интеллигенцию нести «во глубину России мир, свет и знания».

«Наше преступление» вызвало разноречивые отклики критики. Так, политический обозреватель «Нового времени» М.Меньшиков отмечал, что «после "Воскресения" гр. Л.Н.Толстого» он «не читал более талантливого и более важного по значению романа, как "Наше преступление"». Соглашаясь с Родионов в том, что «русское образованное общество бросило народ на произвол стихий», Меньшиков добавлял: «идет гражданская война», «самоистребление» народа, «взаимная порча жизни» (Новое время. 1909. 25 окт.). К.Чуковский назвал «Наше преступление» «самой отвратительной, самой волнующей, самой талантливой из современных книг». По его мнению, «это те же "Вехи", но не об интеллигенции, а о крестьянах». Повесть К.Чуковский противопоставлял горьковскому «Лету», отдавая явное предпочтение автору «Нашего преступления»: «Правда ему (Горькому. — Ред.) не нужна. Ведь не рассказы он пишет, а манифесты. Им уже сочинен манифест о рабочих "Мать"; манифест о крестьянах — "Лето"; теперь и о мещанах печатается его манифест "Городок Окуров". Ни одного российского коллектива не хочет он оставить без манифеста. Скоро, кажется, возьмется за дворян» (Речь. 1911. 28 февр.). Восторженно встретил появление книги Б.Б.Глинский: «...Спасибо талантливому автору, который сразу одной небольшой книжкой создает себе крупное имя в русской литературе, за его труд, за его диагноз больной деревенской России» (Исторический вестник. 1910. №5. С.734). Ив.Соловьев отмечал, что Родионов вывел новый тип крестьянина — «он и убийца, и развратник, и богохульник, и все это им творится <...> из любви к искусству», в нем — «дикое, бессознательное, стихийное глумление над "общей правдой"» (Преступление интеллигенции. Критико-публицистический очерк по поводу выхода книги Родионова «Наше преступление». М., 1911. С.11-12). Заинтересованным читателем повести был Л.Н.Толстой, высказавшийся (31 окт. и 1 нояб. 1909 г.) по ее поводу: «Талантливо, но мысль нехороша. Описывает разврат народа. Это хорошо описано: он знаток, но односторонне»; «Прекрасный язык, народный... Суд ужасно длинен, но прекрасно, верно описан» (ЛН. Т.90. Кн.4. С.91,92). Благоприятное впечатление о «романе... дышащем неподдельной искренностью и несомненной правдой»,— сообщал в письме А.Ф.Кони от 28 окт. 1909 К.Р. (Константин Романов) (Новый мир. 1994. №4. С.206). Пушкинской премии Родионов не получил, однако рецензент А.Гиляров, автор официального отзыва, считал, что повесть «Наше преступление» «заслуживает похвального отзыва» за меткие характеристики и яркие бытовые картины, в целом же она — «тенденциозная, с резко выраженной боевой политической окраской <...> произведение лжехудожественное» (Архив РАН. СПб., филиал. Ф.9. Оп.3).

Новое произведение Родионов — сатирическая былина «Москва-матушка» (СПб., 1911; Екатеринослав, 1911; Берлин, 1921) — обнаруживала весьма специфичный, «казачий» взгляд автора на отдельные периоды русской истории, в частности, взаимоотношения «порфироносной вдовы» Москвы-матушки с ее «сынком» Петербургом. Либеральная печать обошла былину молчанием. Монархическая же пресса обвинила Родионова в клевете: «Это злая сатира на всю Русь». Автор «не уловил духа истории... не смог изобразить в живых картинах великих деяний Москвы как Собирательницы Земли, как созидательницы Русского Царства» (Земщина. 1911. 19 сент.).

В дек. 1911 Родионов, убежденный монархист, примкнул к заговору против Г.Распутина, организованному Илиодором (см.: Родзянко М.В. Крушение империи. Л., 1929. С.24, 40-41; Илиодор (С.Труфанов). Гриша // Белецкий С.П. Григорий Распутин (Из записок). Пг., 1923). После провала заговора Родионов, втянутый в орбиту закулисных интриг, в меру своих сил и возможностей продолжал борьбу против Распутина, оказывая всяческую поддержку его противникам. Всей своей деятельностью, творческой и гражданской, Родионов стремился обратить внимание русского образованного общества на то, что, по его мнению, являет опасность и мешает естественному течению национально-исторической жизни России.

В февр. и марте 1912 Родионов выступил в Русском собрании Петербурга с докладами, вскоре изданными отдельной книгой в типографии А.С.Суворина (Два доклада. Неужели гибель? Что же делать? СПб., 1912), в которой дал развернутый анализ состояния экономической, социальной, культурной и церковной жизни страны, охарактеризовав его как катастрофическое: «Теперь народ отшатнулся от церкви и перестал бояться и уважать власть <...>. И народ доспел до революции. Он перестает быть народом-созидателем, народом-государственником и с головокружительной быстротой всей своей громадой обращается в преступную чернь <...>, народ пойдет убивать и грабить всех и вся, доколе камня на камне не останется. И Россия в настоящем положении моему воображению рисуется, как безбрежный, взбаламученный океан, голодный и злобный <...>. Народ заплутался, потеряв смысл своего существования, и с звериным ревом тяжелой глыбой ринулся в нижнюю бездну» (Два доклада. С. 73, 77, 80). В том, что народ пьет, распутничает, богохульствует, физически вырождается («мечты Петра Верховенского сбылись как сон наяву»), Родионов обвинил сионистов, будто бы умышленно спаивающих народ, захвативших российскую печать, финансы, торговлю и другие области, прибегнув к стандартному набору антисемитских измышлений, и т.п. В «Двух докладах» Родионов остановился на положении казачества, предостерегая: «Революции и бунты не могут у нас иметь решительного успеха до тех пор, пока за целость престола стоит казачество. Но сохрани Бог, если оно поколеблется» (С.75). К этим мыслям Родионов возвращается в историко-публицистических очерках «Тихий Дон», печатавшихся в 1913 в журнале В.М.Пуришкевича «Прямой путь», которые вскоре были изданы отдельной книгой (СПб., 1914, на титуле - 1913). В книге «Тихий Дон» Родионов выступил против законодательных актов правительства, направленных на «расказачивание» — ущемление исторически завоеванных привилегий казачества, которому Россия, по его мнению, во многом обязана своим существованием. Родионов считал роковой ошибкой заселение Донской обл. иногородними и инородцами, в чем видел предпосылки для возможного конфликта между коренным и некоренным населением. «Мнение о том,— подчеркивал Родионов, — что казачество как сословие исчерпало себя, совершенно ошибочно» (Тихий Дон. С.223).

В годы Первой мировой войны Родионов, есаул 39-й особой казачьей сотни, принимал участие в боевых действиях. С окт. 1915 Родионов — штаб-офицер при цензурном отделении — назначен редактором газеты Юго-Западного фронта «Армейский вестник», которую редактировал вместе с А.А.Курсинским, изредка помещая в ней статьи и заметки (за подписями «И.Р.» и «Р.») на общественно-политические темы, о пьянстве, дезертирстве в армии, откликался на события столичной жизни.

В окт. 1916 Родионов оставил пост редактора «Армейского вестника».

В мае 1917 он принял участие в работе 1-го Всероссийского офицерского съезда, который состоялся 7-22 мая (20 мая — 4 июня) в Могилеве. На этом съезде был принят устав и избран Главный комитет, который сыграл важную роль в подготовке и проведении корнилов-ского мятежа.

В сент. 1917 Родионов, член Главного комитета «Союза офицеров армии и флота» и активный участник корниловского выступления, был арестован вместе с другими его участниками и по решению Чрезвычайной следственной комиссии для расследования мятежа содержался в быховской тюрьме вместе с Корниловым, Деникиным, Лукомским и др. будущими деятелями Белого движения. Тогда записал в быховский альбом: «В России пир во время чумы. Но не вечна ночь... Тяжко думать, что розоветь начнет тогда, когда от великой русской земли останутся одни жалкие лохмотья, а отрезвевший народ увидит себя одураченным, обобранным, под чужеземным потом» (Белое дело. Летопись борьбы. Берлин, 1927. 4.2. С.19).

После освобождения из быховской тюрьмы Родионов бежал на Дон, в столицу Войска Донского Новочеркасск. Здесь редактировал газеты «Донской край» и «Часовой», занимал крайне монархические и прокрасновские позиции. В Новочеркасске переиздал книгу «Протоколы сионских мудрецов» (см.: Бостунич Г. Правда о Сионских протоколах. Митровица. Югославия, 1921. С.16).

В 1918 принял участие в корниловском Ледяном походе, позднее описал его в повести «Жертвы вечерние (Не вымысел, а действительность)» (Берлин, 1922). А.Гершельман в «Двуглавом орле» писал: «Недавно вышедшая и за короткий срок получившая широкую известность книга» рисует «гибель безумно смелых детей за преступления отцов, пошлой игрой в либерализм промотавших свою родину» (1922. Вып.29. СП; др. рецензии: Рогович А. // Там же. Берлин. 1922. №30; Изгнанник // Казачий сб. 1922. №1).

Службу в Добровольческой армии Родионов закончил полковником. Он рано отошел от Белого движения, поняв его историческую обреченность. Эмигрировал в Турцию. Вызвавший его оттуда генерал Врангель предложил «стать во главе печатного дела» армии, однако Родионов отказался от этого: «...Чтобы победить большевиков, нужно одно из двух: или мы должны задавить их числом, или же духовно покорить своей святостью. Еще лучше бы то и другое. Вот здесь хоть и благочестивы, но не святы. Ну, а о количестве и говорить не приходится. Поэтому дело наше конченое, обреченное» (Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 1994. С.247-248).

Из Турции Родионов переехал в Белград, а затем в Берлин, где переиздал некоторые свои произведения, в т.ч. «Два доклада» (Белград, 1932), подчеркнув этим неизменность своих убеждений. В эмигрантский период Родионов были созданы романы «Любовь» (Белград, 1922) и у «Последних Свершений» — итоговое произведение автора. Над этим романом Родионов работал длительное время и не мог опубликовать его полностью из-за отсутствия денежных средств. Были изданы два относительно самостоятельных фрагмента — «Сыны дьявола» (Белград, 1932) и «Царство Сатаны: Из загадочного к реальному» (Берлин, 1937). Обе книги почти бессюжетны, построены в форме диалога двух героев, перемежающегося авторскими отступлениями на библейско-евангелические темы. В основу «Сынов дьявола» положено учение, изложенное в «Протоколах сионских мудрецов»: член всемирного израильского правительства Дикие посвящает своего ученика Липмана в историю возникновения и программу этой тайной организации. В книге «Царство Сатаны» Родионов со своих мировоззренческих позиций прибегает к толкованию смысла апокалипсических пророчеств отдаленного и близкого прошлого истории человечества, прежде всего истории России, Русской Православной Церкви и Израиля.

Жил Родионов в страшной бедности. О последних днях его сохранилось свидетельство архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Странника), зафиксированное в его переписке с П.Н.Красновым: «Вот бедняк Ив.Ал.Родионов, перед кончиной своей, вздумал "перетолковывать" Апокалипсис сообразно своим идеям; и сын его, Гермоген, мне рассказывал, что нельзя передать, до чего ужасна была кончина его отца. Буквально, словно какой-то невероятный ужас диавольский вздыбил Ивана Ал., после чего он упал бездыханным...» (Континент. 1988. №56. С.317).

В конце 1980-х появились публикации, необоснованно возводящие Родионов в ранг «претендента» на авторство романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (см.: Континент. 1985. № 44; Час пик. СПб. 1989. №4; Огонек. 1993. №17; 1994. №2-3).

В.Н.Запевалов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 196-199.


Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

"Союз русского народа"

“Союз Михаила Архангела” (“Русский народный союз имени Михаила Архангела”), русская монархическая организация, возникшая в начале 1908 г.

Вадим Кожинов "Россия век XX". Кто такие черносотенцы?

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Разгром усадьбы // Прямой путь. 1914. Февр.;

Тихий Дон. СПб., 1914.

Тихий Дон / предисл. В.Н.Запевалова. СПб., 1994;

Наше преступление (Не бред, а быль): Из современной народной жизни, СПб., 1909, Берлин, 1922.

Наше преступление / вступ. статья Г.Стукаловой. М., 1997.

Решение еврейского вопроса. М., 2000;

Литература:

Алипатов В. История казачества в книге Ивана Родионова «Тихий Дон» // Родимый край / http://nativregion.narod.ru/simple_rod9.litml;

Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994;

Наумов С. Родионов И. А. // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003;

Стукалова Г. Один офицер по фамилии Родионов // Огонек. 1993. № 17;

Стукалова Г. Вступ. статья // Родионов И. А. Наше преступление. М., 1997. 

Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.352;

Дудаков С. История одного мифа: Очерки русской литературы XIX-XX вв. М., 1991. С.197-198;

Запевалов В. Н. Автором «Тихого Дона» был И.А.Родионов? // Час пик. 1994. №10. 16 марта;

Сатарова Л.Г. Донское казачество в прозе рубежа XIX-XX вв. М., 1992;

Краюхин С. «Тихий Дон» из спецхрана: Развеяна еще одна литературная мистификация // Известия. 1993. 17 нояб.;

Гетманець Г.О. I.О.Родюнов i лiтературний процес кiнця XIX — початку XX столпъ: Автореферат дис. на здобуття наукового ступеня кандидата фшо-лопчних наук. Харьюв, 2004.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС