Робине Жан Батист Рене |
|
1735—1820 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан Батист Рене РобинеРобине Жан Батист Рене (1735—1820) — французский философ, сочетавший материалистические взгляды с элементами деизма. Идейный источник его воззрений — учения Локка и Кондильяка, испытал также влияние Лейбница. Робине полагал, что в основе мира лежит материальная субстанция, бесконечная в пространстве и времени. Несмотря на разнообразие природы, по Робине, возможно, тем не менее раскрыть в ней всеобщую связь и гармонию, которые определены принципом причинности. В понимании последнего Робине сближался с позицией Юма. Элементарными кирпичиками мироздания считал анималькулы — мельчайшие живые корпускулы. В объяснении фактов сознания придерживался позиции гилозоизма. Согласно его теории познания, единственным источником знаний являются ощущения. Различал три вида познания — ощущение, рассуждение и интуицию и три типа достоверности — чувственную, демонстративную и интуитивную. Идеи рассматривал как «концентрат» ощущений, копии .объектов, критиковал идеализм Платона, был убежден в беспредельности человеческого познания. Основные сочинения — «О природе» (1761 — 1766). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 391.
Робине (Robinet) Жан Батист Рене (23 июня 1735, Ренн – 24 марта 1820, там же) – французский философ. Учился в иезуитском коллеже и вошел в орден, но затем порвал с иезуитами и во избежание преследований уехал в Амстердам, где издал свое основное произведение – «О природе» (De la nature, t. 1–4, 1761–66, сокращенный рус. пер. 1935). Вернувшись во Францию, в 1778 был назначен цензором в Париже. Выпустил 4 тома комментариев на словарь Бейля, 5 томов дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Принимал участие во Французской революции в начальный ее период. Философские взгляды Робине сложились под влиянием Декарта, Ньютона, Лейбница и Локка, биологических теорий 17–18 вв. Единой творческой причиной природы он считал Бога, бытие которого устанавливается космологическим доводом: от цепи причин к первопричине. Робине отвергал физический и духовный антропоморфизм, провозглашал универсальный закон равенства добра и зла в каждой вещи и в каждом явлении. Согласно Робине, вся материя носит органический характер (гилозоизм), ее первоэлементом является мельчайший животный организм (зачаток). Природа представляет собой непрерывную градацию всех существ, на вершине ее лестницы находится человек. Психологию Робине сводил к механике мозговых волокон. Отрицая взгляд на человека как свободно действующее существо, Робине считал возможным, однако, в определенном смысле говорить о свободе воли: «Свобода – это возможность делать то, что не делаешь, или не делать того, что делаешь» («О природе». М., 1935, с. 322). Определенное влияние органицистских идей Робине прослеживается в натурфилософии Шеллинга. И.А. Андреева Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 460.
Робине (Robinet) Жан Батист Рене (23.6.1735, Ренн,— 24.1.1820, там же), французский философ-материалист. Учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуитами, Робине издал основное произведение «О природе» (1761—1766, рус. пер. 1935), которое ввело его в среду деятелей Просвещения. Выпустил 4 тома комментариев на словарь П. Бейля, 5 томов дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Робине приветствовал Великую французскую революцию и в начальный её период участвовал в политической борьбе. Перед смертью по настоянию церкви Робине подписал отречение от своих взглядов. Философские воззрения Робине сформировались под влиянием Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка. Материалистический взгляд на мир Робине сочетал с деизмом. Материю считал одушевлённой (гилозоизм): все тела природы обладают животными функциями — питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу существ, на вершине которой находится человек, Робине в некоторой мере предвосхитил эволюционную теорию. Стремление построить законченную философскую систему, умозрительность рассуждений, использование схоластических определений и понятий сближает Робине, который, по словам Маркса и Энгельса, «... сохранил ещё связь с метафизикой...» (Соч., т. 2, с. 145), с философией 17 века. В то же время критика Робине религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями (Дидро и др.). Органистические идеи Робине оказали влияние па натурфилософию Шеллинга и частично Гегеля. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: В рус. пер.— Филос. рассуждение о человеке и его превосходствах..., Воронеж, 1800. Литература: Васильев С. Ф., Ж. Б. Робине и его философия, в его кн.: Из истории науч. мировоззрений, М.—Л., 1935; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.— Л., 1935, с. 136—65; Ситковский Е., Философия Ж.. Б. Робине, М., 1936; Аlbert R., Die Philosophie Kobinets, [Lpz.J, 1903.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Les vertus, reflexions morales en vers. Rennes, 1814; в рус. пер.: Философские рассуждения о человеке и его превосходствах. Воронеж, 1800. Литература:Ситковский Е.П. Философия Ж.Б.Робине. М., 1936; Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993; Albert R. Die Philosophie Robinets. Lpz., 1903.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |