Риттер, Герхард |
|
1888-1967 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Герхард РиттерРиттер, Герхард (Ritter), (1888-1967), известный немецкий историк, противник нацизма. Родился 6 апреля 1888 в Бад-Зудене. Окончил Гамбургский университет. В 1925 был приглашен на преподавательскую работу во Фрейбургский университет, в котором с перерывами проработал до 1956. Автор многочисленных научных трудов и статей по различным вопросам истории, биографий Лютера, Фридриха Великого, Гнейзенау и др. Будучи искренним приверженцем протестантизма, Риттер решительно отверг нацизм и присоединился к деятельности Бекентнискирхе, конфессиональной церкви, сразу же после ее образования. Входил во Фрейбургскую группу, организацию консервативных националистов, целью которой было свержение гитлеровского режима в стране. Вместе со своим близким другом Карлом Фридрихом Гёрделером Риттер в случае успеха их замыслов представлял будущую Германию как миролюбивого партнера в европейском сообществе. Риттер был арестован в 1944 и освобожден из тюрьмы войсками Советской Армии. Он умер 1 июля 1967 во Фрейбурге. Использован материал сайта Третий рейх.
Риттер (Ritter), Герхард (6.IV.1888 - 1.VII.1967) - западногерманский историк. Профессор Гамбургского (1924-1925) и Фрейбургского (1925-1956) университетов. Автор большого числа работ, посвященных различным периодам истории Германии, а также методологии истории. Для Риттера характерно идеалистическое и даже религиозное понимание исторических явлений, которое в наиболее чистом виде изложено в книге "Machtstaat und Utopie" (Münch.- В., 1940; 5 издана под названием "Dämonie der Macht", Stuttg., 1947). Власть и государство рассматриваются здесь как непостижимая и неодолимая злая сила - демония, с которой могут совладать лишь редкие носители «государственного разума». Таковыми были для Риттера, в частности, король Фридрих II, апологетическую биографию которого Риттер написал в 1936 году, и Бисмарк, которому посвящен целый ряд работ Риттера. Придавая субъективной воле определенных деятелей решающее значение для хода исторического процесса, Риттер создал также биографии двух «сильных личностей» германской истории - М. Лютера, которого он рассматривал как воплощение «немецкой сущности», стоящей на недосягаемо высоком уровне, и Г. Ф. К. Штейна, олицетворяющего, согласно Риттеру, страстный подъем этой сущности против национального угнетения. Вскоре после 2-й мировой войны он опубликовал книгу "Europa und die deutsche Frage" (Münch., 1948) в форме исторического очерка, охватывающую период от Реформации до установления фашистской диктатуры. В этой работе Риттер пытается доказать, будто фашизм не был плодом развития реакции в Пруссии *, а затем в объединенной Германии, и уверяет, что дух завоевания и агрессии вовсе не всегда был присущ политике ее реакционных правящих кругов. В другой своей послевоенной работе - монографии "Carl Goerdeler und die deutsche Widerstandsbewegung" (Stuttg., 1955) - Риттер в апологетических тонах рисует К. Гёрделера - главу «генеральского заговора» против Гитлера в 1944 году, заявляя, будто лучшие традиции германского генералитета и чиновничества были непримиримы гитлеризму; это утверждение сочетается с грубым искажением роли компартии Германии в антифашистской борьбе. Последний труд Риттера - работа "Staatskunst und Kriegshandwerk" (Bd 1-4, Münch., 1954-68) имеет целью оспорить тот факт, что милитаризм был порожден германским юнкерством и буржуазией, возлагает ответственность за милитаризм на народные массы. Риттер выступает не только против марксистской историографии, но и против тех буржуазных историков, которые в своих трудах стремятся сравнительно объективно осветить агрессивную сущность германского милитаризма. Труды Риттера, написанные в разное время, подчинены актуальным политическим потребностям германского империализма. Л. И. Гинцберг. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.
Примечания «ХРОНОСа»* — «…Риттер пытается доказать, будто фашизм не был плодом развития реакции в Пруссии…» — Не только «реакционный» и «буржуазный» западногерманский историк Риттер считает, что прусский дух и нацизм были вовсе не родственными идеологиями, а скорее антиподами. Эту мысль в своих трудах проводит предвоенный социал-демократ, а затем свободный демократ Эрнст Никиш. Будучи весьма и весьма левым политиком, отсидевшим в тюрьме при нацистах, он утверждает, что прусский дух прямо противоположен гитлеровскому нацизму. Сочинения:Die preußischen Konservativen und Bismarcks deutsche Politik 1858-1876, Hdlb., 1913; Bismarcks Verhältnis zu England und die Politik des "Neuen Kurses", В., 1924; Die Legende von der verschmähten englischen Freundschaft 1898-1901, Freib., 1929; Stein, Bd 1-2, Stuttg.- В., 1931; Die Neugestaltung Europas im 16. Jahrhundert, В., 1950; Luther. Gestalt und Tat, 5 Aufl., Münch., 1949; Friedrich der Große, 3 Aufl., Hdlb., 1954; Der Schlieffenplan. Kritik eines Mythos, Münch., 1956; Lebendige Vergangenheit. Zum 70. Geburtstag des Verfassers, Münch., 1958; Die Weltwirkung der Reformation, 2 Aufl., Münch., 1959. Литература:Бертольд В., "... Голодать и повиноваться". Историография на службе германского империализма, пер. с нем., М., 1964; Лунев И. И., Исторические концепции Г. Риттера на службе германского реваншизма, "Воен.-ист. ж.", 1960, No 12.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |