Рисаль, Хосе |
|
1861–1896 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хосе РисальРисаль, Хосе (1861–1896), филиппинский патриот. Считается филиппинским национальным героем, его день рождения празднуется как национальный праздник. Родился 19 июня 1861 в Каламбе (провинция Лагуна, Центральный Лусон). Окончил иезуитский колледж в Маниле и в 1882 был отправлен в Испанию, где изучал медицину и философию в Мадридском университете. Много путешествовал по Европе и в 1886 опубликовал первый роман Недотыка (Noli me tangere), направленный против испанского господства на Филиппинах. Это послужило поводом для его высылки с Филиппин, когда он вернулся на родину в 1887. В 1889, работая врачом в Сянгане, опубликовал второй роман-протест Флибустьер (El Filibusterismo) и основал Лигу Филиппин – организацию, имевшую целью проведение мирных реформ. По прибытии в Манилу в 1892 был арестован и сослан на четыре года на остров Минданао. В августе 1896 в провинции Кавите вспыхнуло крупное антииспанское восстание. Рисаль, отправившийся на Кубу, где получил место врача в испанской армии, был арестован и возвращен в Манилу. Здесь его судили за участие в восстании и подстрекательство. Рисаль был казнен 30 декабря 1896. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Рисаль (Rizal), Xoce (19.VI.1861 - 30.XII.1896) - филиппинский национальный герой и просветитель, писатель и ученый. Сын богатого землевладельца из метисов. Окончил иезуитскую коллегию и университет в Маниле, в 1882 году - медицинский и философский факультеты в Мадриде, затем изучал антропологию под руководством Р. Вирхова в Германии. Рисаль был человеком исключительно многосторонних дарований. Он приобрел известность как умелый хирург, внес вклад в развитие зоологии, этнографии, лингвистики, истории; Рисаль владел многими языками, был одаренным скульптором, живописцем, поэтом и романистом. Художественные произведения Рисаля (писал по-испански) положили начало филиппинской литературе. Взгляды Рисаля сложились под влиянием идеалистической философии, но, оставаясь верующим деистом, он порвал с официальной религией, стал ярым антиклерикалом (к этому его побудило то, что католическое духовенство играло ведущую роль в угнетении филиппинского народа). В научных трудах Рисаль выступает как гуманист и рационалист, борец против расизма и обскурантизма. Рисаль долго верил в возможность избавить свой народ от нищеты и бесправия, не порывая с Испанией, путем одного лишь просвещения и демократических реформ при поддержке испанских либералов. Постепенно он утратил эти иллюзии, видя надвигающийся взрыв освободительной революции, но всё же хотел избежать насилия и кровопролития. Это неразрешимое противоречие пронизывает деятельность и творчество Рисаля. В романах «Не прикасайся ко мне» (В., 1887, рус. пер., М., 1963); «Флибустьеры» (Gent, 1891; рус. пер., Л., 1937; М., 1965) Рисаль обличает угнетателей филиппинского народа - чиновников и монахов, клеймит угодничество местных богачей перед колонизаторами, предсказывает неизбежность вооруженного патриотического восстания, но выражает сомнение в его успехе. Романы Рисаля, распространявшиеся на Филиппинах нелегально, сыграли огромную роль в пробуждении национального самосознания среди интеллигенции и мелкой буржуазии. Большой отклик имели также антиколониальные и антиклерикальные памфлеты Рисаля – «Филиппины через 100 лет», «О праздности филиппинцев», «О "Тагальском театре" Баррантеса», «Видение брата Родригеса» и другие. Обращаясь к изучению истории своей родины, Рисаль издал в 1890 году одно из самых ранних и объективных описаний Филиппин - сочинение Морга (1605), сопроводив его глубокими комментариями, в которых разоблачил выдумки колонизаторов, отрицавших какое-либо самостоятельное развитие филиппинцев до «христианизации». Но при этом Рисаль несколько преувеличивал уровень материальной культуры Филиппин 15-16 веков и идеализировал общественные отношения того времени, не замечая классовых противоречий. Рисаль был убежден в поступательном развитии природы и общества. Особенности истории разных народов он искал прежде всего в географических факторах, а залог прогресса видел в совершенствовании моральных качеств людей путем просвещения. Свободу Рисаль считал неотъемлемым естественным правом человека. После 10-летнего пребывания в Европе, где Рисаль был одним из лидеров филиппинской эмиграции, он в 1892 году возвратился на родину и создал первую политическую организацию - Филиппинскую лигу для борьбы за демократические реформы. Сосланный вскоре на остров Минданао, Рисаль потерял связь с единомышленниками. В 1896 году он отклонил предложения Катипунана возглавить готовившееся вооруженное восстание. Тем не менее, когда восстание началось, испанские власти казнили Рисаля. Имя Рисаля, как героя и мученика, окружено на Филиппинах всенародным почитанием, но вокруг его идей не прекращается общественная борьба. Клерикалы пытаются запретить изучение романов Рисаля в школе, а вместе с тем сочиняют легенды о предсмертном «примирении» Рисаля с церковью. Реакционные историки - испанские (В. Ретана), американские (Д. Вустер), филиппинские (Е. Алип) - расхваливают реформистские иллюзии Рисаля, противопоставляя его «бунтарю» Бонифасио. Историки демократического направления (Т. Агонсильо и его школа) подчеркивают гуманизм и патриотизм Рисаля. За последние годы в широких кругах патриотической интеллигенции растет интерес к наследию Рисаля. Объективный научный анализ мировоззрения и деятельности Рисаля впервые дал советский историк А. А. Губер. Г. И. Левинсон. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969. Сочинения:Epistolario Rizalino, t. 1-5, Manila, 1936; в рус. пер. - Избранное, М., 1961. Литература:Губер А. и Рыковская О., Хосе Рисаль, М., 1937; Губер A., Филиппинская республика 1898 г. и американский империализм, 2 изд., М., 1961; Craig A., Lineage. Life and labors of J. Rizal, Manila, 1913; Palma R., The pride of the Malay race, N. Y., 1949; Quirino С., The great Malayan, Manila, (1958); Retana W., Vida y escritos del Dr. J. Rizal, Manila, 1958; Zaide G., J. Rizal. Life, works and writings, Manila, (1957).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |