Рейтерн Михаил Христофорович |
|
1820-1890 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Христофорович РейтернРейтерн Михаил Христофорович (1820-1890) - государственный деятель. Служил в министерствах финансов, юстиции, морском. Статс-секретарь (1858). Член Редакционных комиссий по разработке "Положения" о крестьянской реформе. Управляющий министерства финансов, министр финансов (1862-1878). Осуществлял руководство развитием всей промышленности и внешней торговли России. Автор реформ в области финансов, денежного обращения, банковского дела. Председатель кабинета Министров (1882-1886). Являлся предшественником С.Ю. Витте в деле разработки и реализации программы индустриальной модернизации России. + + + Рейтерн Михаил Христофорович (12.09.1820—11.08.1890), граф (1890), государственный деятель, министр финансов (1862—1878). Образование получил в Царскосельском лицее. Начал службу в Министерстве финансов, из которого переходил в Министерства юстиции и морское и куда вернулся в 1862 в качестве министра финансов. Главными заслугами Рейтерна на этом посту были предание государственного бюджета гласности, проведение начал единства касс и учреждение системы доходов и расходов с первого же года правления. Замыслы Рейтерна сократить пользование государственным кредитом для исполнения росписей вначале продвигались успешно, но встретили не зависевшее от него препятствие в виде экстренных нужд, вызванных войной 1877—1878. Более того, государственный долг увеличился при нем вследствие связанной с освобождением крестьянства выкупной операцией и самого активного периода российского железнодорожного строительства. Хотя Рейтерн был сторонником строительства частного, а не казенного, злоупотребления железнодорожных обществ и строителей по выпуску облигаций вынудили его сосредоточить это дело в руках казны в форме выпуска консолидированных облигаций (1870). Другие меры борьбы со злоупотреблениями железнодорожными концессиями были менее удачны. И все же при Рейтерне было отстроено в общей сложности более 20 тыс. верст железных дорог, в основном частными обществами, но с правительственной гарантией дохода. Стремясь упорядочить и сократить государственные займы, Рейтерн в то же время позаботился о создании организованного частного кредита в форме акционерных и общественных банков, при нем начали развиваться и учреждения мелкого кредита в виде ссудо-сберегательных товариществ. К числу заслуг Рейтерна относятся: 1) издание таможенного тарифа в 1868, несмотря на либеральный характер которого российская промышленность стала успешно развиваться; 2) преобразование податной системы, как то: отмена винных откупов, замененных акцизной системой (1863), усовершенствование системы сахарного и табачного акцизов, уничтожение соляной монополии и замена ее акцизом (что, впрочем, привело к вздорожанию соли), отмена подушной подати с мещанства и введение вместо нее налога на недвижимое имущество в городах, посадах и местечках (1863), упразднение государственного земского сбора (1873) и замена его государственным поземельным налогом (1875), преобразование системы торговых и промысловых сборов (1863). В 1881—1886 Рейтерн занимал пост председателя Комитета министров. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Рейтерн Михаил Христофорович (12.IX.1820 - 11.VIII.1890) - русский государственный деятель, министр финансов и фактический руководитель всей экономической политики России (за исключением аграрной) (1862-1878), граф (с 1890 года). В 1882-1886 годы - председатель Комитета министров. Рейтерн сформулировал важнейшие программные документы экономической политики, которые выразили коренной поворот после реформы 1861 года и легли в основу официального курса вплоть до революции 1905-1907 годов. Сущность экономической политики Рейтерна сводилась к тому, что сохранение и укрепление самодержавия, сохранение латифундий и их постепенная перестройка возможны в пореформенных условиях лишь посредством форсированного создания железных дорог и капиталистической кредитной системы, развития новых отраслей тяжелой промышленности. Такая политика, способствуя обогащению некоторых слоев крупной буржуазии, не выражала ее общеклассовых интересов, тем более интересов капиталистического развития страны, совмещалась с сохранением полукрепостнических отношений в деревне и дополнительной (налоговой) эксплуатацией крестьянских масс помещичьим государством. При остром недостатке свободных денежных капиталов Рейтерн делал ставку на всемерное привлечение иностранных капиталов в железнодорожное строительство посредством государственных займов, прямых или косвенных, по которым уплачивались высокие проценты. Но эта форма привлечения капиталов исключала хозяйничанье иностранных капиталистов в российском железнодорожном транспорте. Правительство же становилось участником в железнодорожном строительстве и хозяйстве, являвшемся тогда по форме частным. Весьма значительна была роль правительства в организации новых капиталистических банков, в создании новых заводов транспортного машиностроения и сталерельсовых (см. Государственный капитализм в России). Рейтерн является прямым предшественником С. Ю. Витте с его программой капиталистической индустриализации страны. В отличие от Витте, Рейтерн был «деловым» министром, не вмешивался в общеполитические вопросы, однако категорически высказался против русско-турецкой войны 1877-1878 годов, считая, что ее последствия будут губительны для экономики России. И. Ф. Гиндин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968. Рейтерн \\ фон Рейтерн Михаил Христофорович, граф (12.9.1820, Поречье Смоленская губ. - 11.8.1890, Царское Село) действительный тайный советник (1.1.70), тайный советник (8.9.59), действительный статский советник (6.12.54), окончил Царскосельский лицей серебряной медалью за отличные успехи (1840), с чином чиновника IX класса, титулярный советник Особенной канцелярии по кредитной части (1840-43), чиновник особых поручений VIII класса Министерства юстиции (1843-54), в Министерстве юстиции произведен в статские советники (1848) «За успешную службу», в Главном морском штабе старший чиновник для особых поручений (1854-58), инспектирует порты, верфи, казенные здания, ревизует строительные и госпитальные управления в портах Архангельска, Астрахани и Воронежа, управляющий делами Комитета железных дорог (1859-62), введен в Совет министра финансов (5.7.59), министр финансов (23.1.62-78), председатель Комитета министров (1881-86), в Воронежской губернии инспектировал финансовые учреждения и Государственные банки, после учёта сложившейся ситуации выступал против крепостного права и сословного деления общества, осуществил реформу банков (1859-60), пересмотрел систему налогов и сборов, отменил подушная подать, кавалер всех высших орденов РИ; военную династию продолжил брат Христофор Христофорович (1824 - 1859) полковник, командующий Башкиро-мещерякским войском (1856-1858); мать Екатерина\\Каролина Ивановна Гельфрейх (1789 - 1869); отец Христофор Романович (29.9.1782, поместье Рёстхоф близ Валка Лифляндской губ. - 1833) генерал-майор (12.12.1819), генерал-лейтенант (20.12.1829), кавалерист Герой Наполеоновских войн, кавалер ордена св. Георгия 4-й ст. за № 1103 (22.11.1812) «В воздаяние ревностной службы и отличия, оказанного в кампанию против французских войск 1812 года, а особенно в сражениях 29 июля при отступлении из под города Пружан и 31 июля, где, командуя эскадроном, отличился мужеством и храбростию»; в Гатчине «Именным Высочайшим Указом данным Правительствующему Сенату в 20-й день Января 1890 года, Статс-Секретарь, Член Государственного Совета Действительный Тайный Советник Рейтерн, в воздаяние его полувековой ревностной и полезной службы Престолу и Отечеству и в ознаменование особого Монаршего благоволения, Всемилостивейше возведен в Графское Российской Империи достоинство»; герб графа с блазоном «Щит рассеченный. В правой золотой части прилегающая к линии рассечения правая половина государственного орла с золотым вензелевым изображением Имени Его Величества (А II) в червленом грудном щитке, окруженное цепью ордена Св. Андрея Первозванного. В левой лазуревой части золотая перевязь вправо, обремененная тремя лазуревыми пчелами и сопровождаемая шестью серебряными монетами, тремя сверху и тремя снизу (что родовой герб Дворян Рейтерн). Щит украшен графскою короною и увенчан дворянским шлемом, покрытым бурелетом, перевитым золотом и лазурью. Нашлемник: два лазуревых орлиные крыла, обремененные каждое тремя серебряными монетами. Намет лазуревый с золотом» пожалован императором (25.4.1890) внесён в 15-ю Часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (29.3.1895). см.: РГИА: ф.1343, оп.28, д.1191; ф.1411, оп.1, д.106; стр.47, Список гражданским чинам первых трёх классов, 1873 г. Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.
Далее читайте:Российские руководители страны, территорий и ведомств (биографический справочник). Княжевич Александр Максимович (1792-1872), предшественник Рейтерна на посту министра финансов. Грейг Самуил Алексеевич (1827-1887), преемник Рейтерна на посту министра финансов. Воронежского края исторические лица (биографический проект). Воронеж (краткое описание истории города) Табель о рангах (см. чины) Литература:М. X. Рейтерн. Биографич. очерк, СПБ, 1910; Гиндин И. Ф., Гос. банк и экономич. политика царского пр-ва (1861-92), М., 1959.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |