Рейналь Гийом Томас Франсуа |
|
1713—1796 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Гийом Томас Франсуа РейнальРейналь Гийом Томас Франсуа (1713—1796), французский историк, социолог, представитель Просвещения; сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро, критиковал абсолютизм, католическую церковь, колониализм. + + + Рейналь (Raynal) Гийом-Тома-Франсуа (11 апреля 1713, Сен-Женьез-ан-Руерг – 6 марта 1796, Шайо) – французский философ и историк, один из идеологов Просвещения. Получил религиозное образование. В 1748 году оставил карьеру священнослужителя и посвятил себя литературно-философской деятельности. Философские взляды Рейналя близки мировоззрению таких просветителей, как Дидро и Гольбах. Широкую известность ему принесла изданная анонимно в 1770 году в Амстердаме шеститомная работа «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» («Histoire philosophique et politique des établissements et de commerce des européens dans les deux Indes»), содержавшая критику абсолютизма и обращения колонизаторов с коренным населением колоний. В короткий срок книга выдержала несколько изданий, но была осуждена парижским парламентом в 1781 года на сожжение. Рейналь был вынужден эмигрировать. В 1787 году он возвратился во Францию. Рейналь критиковал теорию общественного договора, причину возникновения частной собственности и социального неравенства видел в эволюции земледелия, промышленности и торговли. В 1789 был избран депутатом Генеральных Штатов от Марселя, но отказался от мандата из-за преклонного возраста. В 1790 году написал «Письма аббата Рейналя Национальному собранию Франции», где подверг критике основные акты конституционного собрания. M.M. Федорова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 433.
Рейналь (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3. 1796, Париж), французский историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Рейналь поселился в Париже (1747), где занимался литературной работой и сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Главное произведение Рейналя — «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую критику феодально-абсолютистских порядков, католической церкви и колониализма. Книга была в 1781 году осуждена французским парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Рейналь бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 году вернулся на родину. Рейналь пропагандировал опыт буржуазных революций, изучал программу буржуазно-демократических преобразований. В период Великой французской революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюционных тенденций крупной буржуазии, то против углубления революционной борьбы. Как философ Рейналь стоял на позициях метафизического материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количественные изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Рейналь был сторонником сенсуализма. Социологическая концепция Рейналя — своеобразный экономический материализм. Рейналь принадлежал к тем мыслителям, которые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм («робинзонаду»), Рейналь сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Рейналь считал эволюцию земледелия, промышленности и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Рейналь видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии. Идеи Рейналя оказали влияние на Сен-Симона, французских историков эпохи Реставрации, Радищева. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784. Литература: Зельманова Г. Л., Рейналь — как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere Α., Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P., 1922; Wоlpe H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes» et ses perfectionnements, P., 1957.
Рейналь (Raynal), Гийом (11.IV.1713 - 6.III.1796) - французский историк и философ, деятель Просвещения. По окончании иезуитского коллежа был назначен в 1747 году священником в Париж, где стал редактором газеты "Mercure de France". Рейналь - автор ряда компилятивных исторических трудов, наиболее популярный из которых - "L'Histoire philosophique et politique des établissements et du commerce des Europeéns dans les deux Indes" (v. 1-6, Amst., 1770; неполный русский перевод «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1-6, СПБ, 1805-14). Эта книга, созданная при участии Д. Дидро и П. Гольбаха, с которыми Рейналь тесно сблизился, содержала резкую критику католической церкви, работорговли, эксплуатации туземцев. Общественному злу Рейналь противопоставлял право человека на «естественное состояние», защиту идей просветительского гуманизма, борьбу за уничтожение работорговли. В сочинениях Рейналя содержались элементы материалистического понимания общественных явлений. Большое внимание в общественном развитии он уделял экономическому фактору. Так, исходным моментом истории нового времени Рейналь считал переворот в торговле. Именно торговля, по его мнению, имела решающее значение в развитии культуры. Рейналь приветствовал прогресс в области промышленности, техники, науки. После того как в 1781 году основной труд Рейналя был осужден католической церковью и сожжен, Рейналь бежал в Пруссию, а затем в Россию. В 1787 году вернулся во Францию. К концу жизни взгляды Рейналя претерпели существенную эволюцию. В период Французской буржуазной революции 18 века он выступал в поддержку монархии и резко осуждал якобинскую диктатуру. В. А. Дунаевский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, ч. 1–6, пер. с франц. М., 1805–11; 1834–35. Литература:Зельманова Е. Рейналь – историк философии. – «ВФ», 1961, № 5; Плимак Е.Г. Злоключения буржуазной компаративистики (К вопросу о характере политических концепций А.Н.Радищева и Г.Рейналя). – «История СССР», 1968, № 3; Lunet В. Biographie de l’abbé Raynal. Rodez, 1866; Feugère A. Un précurseur de la Révolution : l'abbé Raynal. Angoulême, 1922;
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |