Решер Николас
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Решер Николас

р. 1928

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николас Решер

Решер (Rescher) Николас (род. 15 июля 1928) – американский логик, философ-аналитик. Профессор Питсбургского университета (с 1961), редактор журнала «American Philosophical Quarterly». Свою философскую концепцию называет «идеалистическим прагматизмом». В ее основании – попытка соединить кантовский трансцендентализм и прагматистскую философию науки. Процесс научного познания трактуется Решером как чередование интеллектуальных конструкций, формируемых в практическом взаимодействии исследователей с природой, опосредованном априорными концептуальными принципами: необходимости, возможности, причинности, субстанциональности и т.п. Эти принципы образуют метод научного познания как специфическую форму человеческой деятельности. С точки зрения Решера, «истинность» есть некая идеализация, знания признаются истинными не потому, что у исследователей есть возможность сопоставлять их с «реальностью самой по себе», а на основании некоторых стандартов и критериев, принимаемых различными группами (сообществами). Эти стандарты и критерии проходят испытание, доказывая свою применимость успешностью при решении научных проблем. Такая позиция может быть названа «когнитивным релятивизмом»; сводится к тому, что «истинность» как характеристика знаний является культурно, исторически и социологически относительной.

Методологические принципы в cочетании с принятыми интеллектуальной группой критериями успешности (истинности) знаний образуют основу рациональности, понимаемой как «разумное стремление к адекватным решениям – с использованием релевантной информации и убедительных принципов рассуждения при решении отвлеченных и практических проблем» (Решер Н. Границы когнитивного релятивизма. – «ВФ», 1997, № 7, с. 38). Реальным фактом является наличие и конкуренция различных – возможно, альтернативных – рациональностей. Вопрос о коммуникации между группами (сообществами, культурами и т.д.), обладающими различными рациональностями, разрешается прагматически, но внутри группы рациональность обладает абсолютным смыслом, и переход к иной рациональности возможен только на «иррациональных» (с точки зрения данной группы) основаниях. Поскольку критерий успешности – это практическая польза и теоретическая когерентность (логическая согласованность) знаний, прагматическая концепция истины, по мысли Решера, должна быть дополнена логико-аналитической методологией, что и происходит в теоретическом науковедении.

Решер – автор фундаментальных работ по истории логики и философии, ряда ценных разработок по методологии исторического исследования, теории организации науки, теории решений, вероятностной, модальной, многозначной логике.

B.H. Порус

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 454.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

The Development of Arabic Logic. Pittsburgh, 1964;

The Logic of Commands. L., 1966;

The Distributive Justice. N. Y., 1966;

Topics in Philosophical Logic. Dordrecht, 1968;

Many-valued Logic. N. Y., 1969;

Scientific Explanation. N. Y., 1970;

Conceptual Idealism. Oxf., 1973;

The Primacy of Practice. Essays Towards a Pragmatically Kantian Theory of Empirical Knowledge. Oxf., 1973;

The Coherence Theory of Truth. Oxf., 1973;

Studies in Modality. Oxf., 1974;

A Theory of Probability. Oxf., 1975;

Essays in the Theory of Knowledge. Oxf., 1975;

A Theory of Possibility. Oxf., 1975;

Unselffishness: The Role of the Vicarious Affects in Moral Philosophy and Social Theory. Pittsburgh, 1975;

Plausible Reasoning. Amst., 1976;

Methodological Pragmatism. A Systems-Theoretic Approach to the Theory of Knowledge. Oxf., 1977;

Dialectics: A Controversy-oriented Approach to the Theory of Knowledge. Albany, 1977;

Peirce’s Philosophy of Science: Critical Studies in his Theory of Introduction and Scientific Method. L., 1978;

Scientific Progress: A Philosophical Essay on the Economics of Research in Natural Science. Oxf., 1978;

Crochets and Comments: Essays on Technological Progress and the Condition of Man. Pittsburgh, 1979;

The Logic of Inconsistency: A Study in Non-standard Possible-world Semantics and Meinongian ontology. Oxf., 1979;

Cognitive Systematization: a Systems-theoretic Approach to A Coherentist Theory of Knowledge. N. Y., 1979;

Rationality. Oxf., 1988.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС