Рекемчук Александр Евсеевич |
|
р. 1927 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Евсеевич РекемчукРекемчук Александр Евсеевич [25.12.1927, Одесса] — прозаик, поэт, кинодраматург, переводчик. Родился в семье со сложной, драматической судьбой. Его отец, Евсей Тимофеевич Рекемчук, штабс-капитан русской армии, участвовал в Гражданской войне, затем оказался эмигрантом, жил во Франции. В 1926 вернулся на Родину, стал журналистом, однако во второй половине 1930-х был репрессирован (расстрелян в 1937). Мать Рекемчука, Л.А.Приходько, была актрисой, снималась в фильмах немого кино. После развода в 1933 с отцом Рекемчука вышла замуж за австрийского политэмигранта, участника гражданской войны в Испании Ганса Нидерле. Влияние отчима было заметным в детские годы, и впоследствии в своей журналистской работе он использовал его имя в качестве своего псевдонима (Александр Нидерле). Кроме того, Г.Нидерле во многих событиях своей судьбы становится одним из прототипов героя автобиографической повести Рекемчука «Товарищ Ганс» (1965), а также сценария «Они не пройдут» (1963). Детские годы Рекемчука прошли в Одессе, а затем в Харькове. Впервые свое стихотворение «Перше травня» («Первое мая») Рекемчук опубликовал на украинском языке в сборнике «Щаслива южсть» (Харьков, 1938). Когда началась война, Рекемчук эвакуировался на Алтай, жил в Барнауле. После окончания средней школы в 1943 поступил в 4-ю Московскую артиллерийскую школу, переведенную в те годы в г.Бийск. Вместе с нею вернулся в Москву; окончил школу в 1946. Но уже в ранней юности Рекемчук начинает свои литературные опыты. Это дает ему возможность в 1946 стать студентом Литературного института им. М.Горького. После окончания 1-го курса он поехал на практику в Коми АССР и, увлеченный возможностями, открывшимися в новых для него обстоятельствах жизни, остается там надолго; учение в Литературном институте продолжает на заочном отделении. С этого времени началась его деятельная журналистская жизнь: с 1947 по 1951 работает сначала литературным сотрудником, а затем заведующим огделом культуры в республиканской газете «За новый Север» (впоследствии газета сменила название на «Красное знамя»). Все эти годы Рекемчук много и увлеченно ездил по северным землям, систематически печатаясь, работая во всех газетных жанрах (статьи, очерки, корреспонденции, фельетоны, стихи и др.). В 1951 Рекемчук вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт и стал работать вначале внештатным корреспондентом журнал «Огонек», а затем ответственным секретарем редакции многотиражной московской газеты «За газификацию», где также много печатался, широко используя свой опыт пребывания на Севере — в нефтеносных и газопромышленных районах. Работа эта настолько поглощает его, что уже в 1954 Рекемчук снова надолго уезжает в Коми АССР, где до 1959 работает собственным корреспондентом республиканской газете в Ухте, а также руководит местным литературным объединением. В 1956 он совершает недолгое путешествие по Германии и Польше, в следующем году становится членом СП СССР. С 1963 Рекемчук постоянно живет в Москве. В течение гола он занимал должность заместителя главного редактора журнала «Молодая гвардия», затем становится главным редактором «Мосфильма» (1964-67); является также членом редколлегий журнала «Знамя» (1966-70), «Новый мир» (1970-86); в 1970-77 был секретарем правления Московской писательской организации. Но главным в его литературной судьбе эти годы остается все более захватывающая его творческая работа над «северным» материалом. Освоение Севера, работа геологов, строителей, нефтяников для Рекемчука — не поверхностное, «командировочное» знание, а результат пережитого, близких наблюдений, которые он продолжал углублять в течение многих лет и во многих произведениях. Его первые сборники, куда вошли повести и рассказы на материале этих впечатлений, были опубликованы в Сыктывкаре — «Стужа» (1956) и «Берега» (1958). Первыми значительными произведениями, которые ввели его в большую русскую литературу конца 1950-х — начала 1960-х, были повести «Время летних отпусков» (1958-59) и «Молодо-зелено» (1960-61), привлекшие к себе внимание критики; опубликованные вначале в газеты Ухты и Сыктывкара, они тогда же были перепечатаны в московском журнале «Знамя». Как художника, становление которого происходило в годы серьезных перемен в общественной и литературной жизни страны, Рекемчук привлекает повседневная трудовая жизнь людей его поколения; становление характеров, углубление внутреннего мира человека, освобождающегося от стереотипов, еще недавно обязательных в книгах о советской молодежи. Это проявилось в его первых крупных повестях — «Время летних отпусков» (Светлана Панышко) и «Молодо-зелено» (Николая Бабушкин), и еще более — в дальнейшей прозе Рекемчука. Истокам и превратностям своеобразной судьбы своего поколения Рекемчук посвящает повесть «Товарищ Ганс» (1965), во многом автобиографическую: герой этой повести Саня Рымарев — пасынок австрийского коммуниста-эмигранта, который переживает трудную судьбу и в Советском Союзе. Юный герой повести вбирает в свой опыт многое пережитое молодым поколением в 1930-е и во время войны. Вообще, к событиям войны, эвакуации и т.д. Рекемчук обращается неоднократно —в повести «Мальчик» (1970), в романе «Нежный возраст» (1979), где правдиво и искренне рассказано и о раннем трудовом приобщении подростков к жизни (стоит отметить, что прототипом героя повести «Мальчик» был композитор Родион Щедрин). Возвращается Рекемчук и к судьбам юных воспитанников военного училища; здесь также оказался востребованным опыт лично пережитого. Отметим, что роман «Нежный возраст» был во многом переработанной повестью «Товарищ Ганс». Но все же Рекемчук как писатель привязан к впечатлениям его многолетнего пребывания на Севере, в Коми. Этот материал остается для него источником новых и новых открытий человеческих судеб в меняющемся мире. Таков его роман «Скудный материк» (1968), где снова перед читателем открывается природа Севера, нелегкие проблемы ее неразрушающего освоения, которые должно решать человеку, живущему на этой земле и, к сожалению, подчиняющемуся нередко экологически опасным директивам «верхов». Среди персонажей книг Рекемчука не только энтузиасты-добровольцы, но и репрессированные, «лагерники» (судьба одного из них, бурового мастера Ивана Еремеева, — в центре событий романа «Скудный материк»). На ином, но тоже лично выношенном материале рассказывает Рекемчук о жизни северян в романе «Тридцать шесть и шесть» (1987), где перед читателем развертывается непростая судьба студента, посланного в 1947 на Север собирать фольклор. Обе книги — «Нежный возраст» и «Тридцать шесть и шесть» — образуют своего рода дилогию. В романах привлекает требовательный и искренний самоанализ, захватывающий все эпохи истории, пережитой героями и преломившийся в сознании близкого Рекемчук и социально, и биографически человеческого типа. В 1940-50-е Рекемчук пишет и публикует немало своих стихотворений, главным образом в периодике Коми АССР (но его поэтические опыты так и не были до сих пор собраны в книжном издании). В эти же годы он немало работает и как переводчик, главным образом с языка коми, но также и с украинского; кроме того, в свои журналистские годы на Севере он вполне профессионально и систематически выступает как критик и рецензент, в поле зрения которого и литературная жизнь молодежи Севера, и театральные постановки как местных театров, так и гастрольные спектакли; ему принадлежит ряд содержательных отзывов на сочинения писателей-современников — Г.Березко, А.Штейна, Ч.Айтматова и др. Несомненно, что этот широкий кругозор Рекемчук — журналиста, газетчика обусловлен многогранностью его художественного таланта. Не случайно, вернувшись в Москву после многих лет работы на Севере, он много и успешно работает в кино. По его сценариям созданы художественные и телевизионные фильмы «Время летних отпусков» (1960), «Молодо-зелено» (1962), «Они не пройдут» (1965), «Арбузный рейс» (1965), «Ожидания» (1966), «Евгений Урбанский» (1967), «Как тысяча солнц» (1974) и «Железное поле» (1986). Некоторые произведения Рекемчука были инсценированы: «Время летних отпусков» (инсценировка Б.Шварца) поставлена на Ленинградской телестудии; эта же повесть в инсценировке Т.Марченко поставлена на Ленинградском радио. Одновременно Рекемчук отдает много сил воспитанию нового писательского поколения: с 1975 он — руководитель семинара прозы в Литературном институте; с 1988 - профессор. В 1989 и был членом ассоциации «Писатели в поддержку перестройки»; в последующие годы становится главой издательства «ПИК». Произведения Рекемчук переведены на многие иностранные языки. В.М.Акимов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 179-181. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Избранные произведения: в 2 т. / предисл. В.Савватеева. М., 1977; Избранное / предисл. автора. М., 1982; Хлопоты. М., 1976; Исток и устье. Л., 1977; Нежный возраст. М., 1977; Старое русло Клязьмы: Рассказы. Повесть. Роман. М., 1986; Тридцать шесть и шесть: роман. М., 1987; Мальчики. М., 2001; Знаки времени: сб. [Знаки времени. Нежный возраст. Железное поле]. М., 2002; Мальчики. М., 2001; Знаки времени. М., 2002; Пир в Одессе после холеры. М., 2003. Литература:Семушкин Т. Александр Рекемчук // Рекемчук А. Все впереди. Время летних отпусков. Роман-газ. 1959. №22; Львов С. Новое имя // Новый мир. 1959. №12; Галкина Н. Александр Евсеевич Рекемчук. Памятка читателю. Сыктывкар, 1963; Акимов Б. Созревание таланта // Нева. 1960. №7; Полякова В. После первой книги // Новый мир. 1963. №4; Гальперин В. Проза Александра Рекемчука // Рекемчук А. Рассказы и повести. Сыктывкар, 1965; Макаров А. Через пять лет: По следам собственных выступлений // Макаров А. Идущим вослед. М., 1969; Левин Ф. Редкостный уголок действительности // Дружба народов. 1970. №12; Кожевников В.И. Александр Евсеевич Рекемчук // Русские советские писатели-прозаики: библ. указатель. Т.7. Ч.2. М., 1972; Авчинникова Н. // Знамя. 1979. №9; Арзамасцева И.Н. А.Е.Рекемчук // Русские писатели XX в. М., 2000; Семёнов Г. Концерт для возраста с оркестром. СПб., 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |