Раммохан Рай |
|
1774-1833 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Раммохан РайРой (Roy) Раммохан (22 мая 1772, Радханагар – 27 сентябрь 1833, Бристоль) – индийский философ, реформатор индуизма, общественный деятель. Основатель первого в Индии религиозно-реформаторского общества «Брахмо Самадж» (Калькутта, 1828). С его именем связывается зарождение религиозно-философской и общественной мысли Индии Нового времени. Разделял представление вишишта-адвайты о Сагуна Брахмане, т.е. личностном Боге как первоначале мира. Критиковал майя-ваду Шанкары, связывая творение мира с водящей деятельностью Брахмана. Настаивал на идее единства Бога и расценивал монотеизм как результирующее учение Упанишад, пренебрегая иными их представлениями. Требовал рационального подхода к ведийскому канону и пересмотра некоторых положений дхармашастр с гуманистических позиций. О.В. Мезенцева Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 464.
Раммохан Рай (1772 или 1774-1833) - индийский просветитель. Сын знатного бенгальского сановника-индуса. Окончил Высшую мусульманскую школу в Патне, где изучал арабский и персидский языки и догматы ислама. В дальнейшем изучил санскрит, древнееврейский, древнегреческий и английский языки. В течение 10 лет в качестве фискального чиновника находился на службе английской Ост-Индской компании. В 1814 году вышел в отставку и посвятил свою жизнь общественной и литературной деятельности. Умер в Англии, куда в 1830 году отправился представителем Великого Могола. Литературное наследие Раммохана Рая включает религиозно-философские трактаты и гимны единому богу, юридические, экономические исследования и публицистические произведения по общественно-политическим вопросам, переводы на бенгальский язык философофских произведений Древней Индии (Упанишады) и христианских священных книг, учебники по геометрии, астрономии, географии, грамматику бенгальского языка. Свою главную задачу Раммохан Рай видел в приобщении отсталого индийского общества к современной науке и культуре буржуазной Европы. С этой целью он разработал на рационалистической основе универсальную религиозно-философскую систему, утверждавшую равенство людей и отвергавшую установления и обычаи, увековеченные индуизмом, - кастовое деление общества, самосожжение вдов, детские браки и другое. Основным средством общественного прогресса Раммохан Рай считал просвещение. Он призывал к распространению светского образования. По инициативе Раммохана Рая была открыта в 1817 году в Калькутте первая в Индии светская школа («Индусский колледж»). В 1821-1822 годы Раммохан Рай основал две газеты – «Луна новостей» («Шомбад коумуди») на бенгальском языке и «Зеркало новостей» («Мират-уль-акхбар») на персидском языке. Раммохан Рай впервые стал широко пользоваться бенгальским языком в прозаических произведениях, он считается родоначальником современной бенгальской прозы. Раммохан Рай публично выступал в защиту свободы печати, свободы слова, за равенство людей перед законом. К 1815 году Раммохан Рай сплотил группу своих единомышленников в кружок, члены которого составили костяк общества Брахмо самадж, основанного па в Калькутте в 1828 году. Раммохан Рай не связывал создание подлинно просвещенной Индии с борьбой за политическую независимость родины, но объективно его деятельность была направлена как против феодализма, так и против колониального гнета в Индии. E. В. Паевская. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Рам Мохан Рой и возрождение индуизмаРука об руку с этим шел процесс возрождения собственно индуизма. Это возрождение стало результатом деятельности целого ряда новых общественных и религиозных движений. Первым из них было общество «Брахмо Самадж», основанное в 1828 году бенгальцем Рам Мохан Роем (1772— 1833 гг.). Блестящий интеллектуал, Рой принадлежал к числу тех индийцев, на которых западная культура оказала огромное влияние. Посвятив себя изучению индуизма, он вскоре стал знатоком древнееврейского, греческого, персидского, арабского и английского языков. Благодаря этим знаниям он фактически стал первым индийским специалистом по сравнительному изучению религий. Комбинируя восточную и западную традиции, Рой предпринял попытку возродить индуизм, адаптировав его к новым условиям. Убежденный противник суеверий и религиозных предрассудков, он осуждал кастовую систему и пытался очистить индуизм от всех его «плохих» традиций, таких как жертвоприношения животных и поклонение идолам. В то же время он защищал и пытался заново возродить все, что в индуизме было хорошего, то есть создавал новый вариант старой религии. Постоянные выступления Рам Мохан Роя привели к появлению новых настроений в индийском обществе и способствовали росту общественного сознания. Одни обычаи, такие как детские браки и сати, были отменены; другие традиционные «табу», лишавшие, например, женщин прав на наследство или запрещавшие повторное замужество вдов, также стали постепенно пересматриваться. Осуществлялись и другие реформы, направленные на очищение индуизма от предрассудков и превращение его во влиятельную общественную силу. В 1875 году Свами Даянанда Сарасвати (1824-1883 гг.) создал еще одно движение, «Арья Самадж». Свое учение Даянанда основывал на ведах, которые считал единственным истинным источником религии. В соответствии с этими убеждениями он также осуждал многие обычаи современного ему индуизма и призывал к радикальным реформам. «Арья Самадж» до сих пор остается важным течением в индийском обществе, особенно популярным в Северной Индии и Пенджабе. Последним крупным реформаторским движением XIX века стала «Миссия Рамакришны», основанная на учении мистика Рамакришны (1836-1886 гг.). Она была создана его учеником, в те годы — студентом колледжа из Бенгалии по имени Вивекананда (1863-1902 гг.). Как и его учитель, Вивекананда был вдохновлен живыми традициями индуизма. Сначала он стал известен за границей, где выступал как популяризатор индуизма. Он рассказывал о достижениях индийской цивилизации, о величии индийской истории, одновременно призывая индийцев вернуться к прекрасным традициям прошлого. После четырех лет чтения лекций в США и Англии он вернулся на родину национальным героем. Он основал «Миссию Рамакришны», целью которой было пробуждение интереса к прошлому Индии в массах. Проповеди Вивекананды оказали огромное влияние на народ, почувствовавший гордость за свое прошлое; многие последовали его примеру и посвятили себя нуждам индийской бедноты. Из таких людей впоследствии выделились новые лидеры страны, в отличие от прежних не отделявшие себя от народа. Одним из тех, на кого Вивекананда оказал сильнейшее влияние, был Ганди. Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 238-240.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Индии (биографический указатель). Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа) Моголов империя (сборник материалов). Сочинения:The English works, Allahabad, 1906. The English works of Raja Rammohun Roy, v. 1–4. Calcutta, 1945-47. Литература:Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. Комаров Э. H., Рам Мохан Рай - просветитель и провозвестник нац. движения в Индии, в сб.: Общественно-политическая и философская мысль Индии, М., 1962; Паевская Е. В., Рам-Мохан Рой - предшественник буржуазного национального движения в Бенгалии, в сб.: Ученые записки Тихоокеанского института, т. 2, М.-Л., 1949; Raja Rammohun Roy and progressive movements in India, Calc, 1941; The father of modern India. Commemoration volume of the Rammohun Roy.., Calc, 1935.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |