Прозоров, о. Григорий Яковлевич |
|
1864-1943 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Прозоров, о. Григорий Яковлевич
Прозоров, о. Григорий Яковлевич (21.01.1864— 1942 (или 1943)), прот., проф. богословия Киевского Политехнического ин-та, председатель Киевского Русского Собрания (КРС), председатель Киевского Клуба Русских Националистов (ККРН). Родился в с. Солдатское Нижнедевицкого у. Воронежской губ. в семье причетника. Окончил Воронежскую ДС (1884) и Киевскую ДА (1888) со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без новых устных испытаний. С 1 окт. 1888 законоучитель Коростышевской учительской семинарии. 16 окт. 1888 рукоположен в сан иерея с назначением настоятелем домовой Андреевской церкви при том же учебном заведении. 1 июня 1890 перемещен на должность законоучителя Киевского реального училища с причислением к Софийскому собору. В 1890—1897 исполнял также обязанности законоучителя ряда киевских учебных заведений. С 6 дек. 1891 настоятель домовой Александро-Невской церкви реального училища. С 9 окт. 1898 бессменный преподаватель богословия в Киевском политехническом ин-те им. Императора Александра П. С февр. читал лекции по богословию на Высших женских медицинских курсах. Председатель совета Киевского 1 -го женского училища Духовного ведомства (с 1909), председатель совета Киевского Свято-Владимирского братства, председатель совета Свято-Владимирского епархиального братства (с 1914). С самого основания в 1893 был активным участником Киевского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, переименованного впоследствии в Киевское религиозно-просветительское общество (КРПО), делопроизводитель Совета (с 15 дек. 1893), тов. председателя (с апр. 1902), председатель (с сент. 1907 по 1912). В своем слове в день освящения домового храма КРПО во имя Св. Иоанна Златоуста он отмечал: «За 10 лет своего существования Общество устроило в разных местах г. Киева до 6000 чтений, напечатало и раздало народу более 2 млн. листков и брошюр религиозно-нравственного и историко-патриотического содержания, построило и принесло в дар бедным жителям Юрковецкой окраины храм и школу, положило начало церковно-народному любительскому хору». И сам грандиозный храм, сооруженный по проекту епархиального архитектора Е. Ф. Ермакова, и двухэтажное здание КРПО в центре Киева появились благодаря изысканным с помощью Прозорова средствам (в 1912 с учетом этой заслуги и пятилетнего председательства, он был награжден золотым наперсным крестом с адресом в благодарность за «долговременные и безвозмездные труды в пользу Общества»). В 1904 о. Григорий стал членом Киевского отдела Русского Собрания (PC). 1 дек. 1908 он выступил на общем собрании отдела с речью, которая произвела сильное впечатление своей ясностью и настроем на борьбу. Он сказал: «В наше время, более чем когда-либо прежде, необходимо единодушие добрых русских сил. Полоса безумия, нависшая над нашей родиной, далеко еще не прошла. Бесы, Набросившиеся на Русскую землю и замутившие в ней все, продолжают свое разрушительное дело и работают, хотя не так открыто и дерзко, как два-три года назад, за то еще с большим озлоблением и коварством... Руководящий интеллигентный класс и самое государственное ядро в большей доле не русские. Посмотрите списки служащих в общественно-государственных учреждениях, свободные интеллигентные профессии (медицинская, адвокатская, публицистическая, артистическая), торговые и промышленно-технические заведения и везде увидите угрожающее засилье инородцев. Под влиянием этого элемента многие из русских людей, даже потомки славных в отечественной истории фамилий, утратили национальный разум и поют инородческие песни... Взвесивши все это, невольно отдаешься грустным мыслям. Но малодушествовать не пристало тем, кто должен работать. Предки наши переживали всякие невзгоды и побеждали русскою силой, объединяясь и воодушевляясь православной верой и любовью к родине. Эту силу нужно собирать, объединять и воодушевлять... Но как и чем? — Снять с нее пелену инородческую и лечить от бреда космополитического, показывая достоинство и силу национального гения в родной истории, словесности, науке, искусстве, песне, политике и во всем, без самообольщения, но и без самооплевания». 3 дек. 1908, после выхода в отставку Б.М.Юзефовича избран председателем отдела PC, после обособления отдела в 1911 остался во главе самостоятельного КРС (был избран от этой организации делегатом на Западно-Русский съезд). 28 июня 1909 на вокзале приветствовал Государя от лица всех Киевских патриотических организаций, а 16 дек. получил Высочайшую благодарность за руководство добровольной охраной из членов патриотических организаций во время пребывания Царя в Киеве. В 1909 как представитель от духовенства стал гласным Городской думы, где активно добивался проведения жизненно важных для духовного сословия вопросов, рассматривался в качестве кандидата в члены Государственного Совета от Киевской епархии. С 1 авг. 1909 стал штатным протоиереем Софийского кафедрального собора. Во время расследования ритуального убийства Андрюши Ющинского (дело Бейлиса) не раз служил панихиды по зверски замученному мальчику. В своем письме митр. Флавиану (Городецкому) 29 окт. 1913 отмечал: «Наконец, Суд сказал свое слово. Ритуал признан, Бейлис оправдан. Милость и великодушие русского народа сказались с особой силой. Оправдали несомненного участника в ритуальном мучении Андрюши Ющинского только потому, что злодей не захвачен на месте. Но возможно ли преступников та-кого рода захватить на месте!.. Из зала суда и гражданские истцы (Замысловский и Шмаков) передавали мне, что на счет Бейлиса присяжные заседатели разделились пополам (6 и 6), значит, оправдание злодея довольно сомнительное... Теперь евреи охотно отправили бы сотни Бейлисов на каторгу, только бы уничтожить обвинение в ритуальном убийстве... Но дело их уже проиграно, кассация невозможна. Возбуждение в Киеве было чрезвычайное, особенно вчера, т. е. 28 октября. В 4 часа вечера в Софийском соборе отслужена была панихида по убиенном отроке Андрее. Панихида эта внесла большое успокоение в массы, заполнившие Собор и Соборную площадь. Было более 5000 народа... Вчера вечером после приговора о Бейлисе в купеческом собрании все правые организации и просто добрые русские люди устроили Шмакову и Замысловскому великое торжество. Герои подвижники за правосудие благословлены иконами». Прозоров принимал участие в движении русских националистов, 6 апр. 1908 стал членом-учредителем и членом Комитета ККРН, с нояб. 1912 по 8 янв. 1913 Клуб, но в к. 1913 покинул его ряды. В 1911 вошел в состав временного комитета для созыва и организации съезда русских избирателей накануне выборов в IV Государственную Думу, 14 марта 1912 стал членом избирательного комитета. 30 июля 1912 он был уполномочен созывать собрания патриотических организаций Киева. 2 сент. 1912 на общем собрании русских избирателей заявил: «Готовясь к выборам, нужно тщательно знать, кто враг, какие у него силы, точно подсчитать свои силы, собрать их и объединить. Наши силы — все русские киевляне, на знамени которых написано: за веру православную, за Царя — помазанника Божия, даровавшего России Государственную Думу, за господствующее положение русского народа в созданном им государстве. Наши враги — недавние «освободители», ныне называющие себя «прогрессистами», — эти кадеты, с идущими за ними трудовиками и другими революционерами и вдохновляющими их инородческими группами. Пагубное заблуждение, будто революция ведет к свободе, равенству и братству, вкладывается нам еще на школьной скамье; между тем, свобода, равенство и братство, в возможной для человеческой жизни степени, являются результатом работы общественных групп, диаметрально противоположных революционным». 16 февр. 1912 на собрании ККРН прот. Прозорову была поручена организация объединенного с патриотическими организациями празднования юбилея 300-летия Дома Романовых. 14 марта 1913 на торжественном собрании, посвященном этому юбилею, о. Григорий отметил, что под властью Государей наших развивалась наука, религия и патриотизм и указал на отдельных выдающихся русских людей в разные эпохи царствования Дома Романовых.«То обстоятельство, что после не устоявших у власти таких сильных людей, как Годунов и Шуйский, уцелел такой юноша, как избранный на царство Михаил Федорович Романов, род которого и поныне царствует... указывает на промысл Божий», — подчеркнул он. С 9 февр. 1914 стал членом Совета Киевского отдела Всероссийского Национального Союза. Выступая на открытии отдела с речью, о. Григорий заявил: «С радостью и братскою любовию приветствую открытие Киевского Отдела Всероссийского национального союза, объединяющего всех добрых русских людей. Русское государство создалось национальными силами, и когда они выступают на первом плане, то Россия преуспевает во всех сторонах своей жизни. Киевский отдел ВНС, взяв на себя, высокую задачу путем русского печатного слова воспитывать настоящих русских людей — национальную русскую силу и, образовав торгово-промышленные предприятия, уяснять также обществу ту мысль, что наши русские деньги должны быть направлены на сторону государственно-национальную — в интересах русского же народа. Преуспевая в этих главнейших факторах нашей жизни — умственной и экономической — мы и можем создать великую, могучую, счастливую и православную Россию». Активно сотрудничал в газете «Киев», где публиковал статьи на общественно-политические темы. Награжден многими государственными наградами вплоть до ордена св. Владимира 4-й ст. В окт. 1903 стал протоиреем, в мае 1913 награжден палицей. 19 февр. 1919, после упразднения должности преподавателя богословия Политехнического ин-та, Прозоров еще несколько месяцев служил в Софийском соборе, затем с семьей покинул Киев и эмигрировал в Европу. С 1920 он — священник Посольской церкви в Берлине, но вскоре вместе с архим. Тихоном (Лященко), бывшим инспектором Киевской ДА, перешел в домовый храм при Русско-немецкой гимназии пастора Мазинга. В 1926 Прозоров остается в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) и вынужден был покинуть приход, перешедший в ведение Синода РПЦЗ. Митр. Евлогию удалось устроить церковь в наемном помещении, где и служил прот. Прозоров. В 1931 после запрещения митр. Евлогия в священнослужении вместе с новым приходом на улице Фазаненштрассе в Берлине подчинился митр. Литовскому Елевферию — управляющему РПЦ в Западной Европе. В связи с обострением борьбы за церковное имущество в Германии после прихода к власти фашистов 6 сент. 1934 написал письмо рейхсканцлеру Германии, в котором сообщал, что архиеп. Тихон (Лященко) и митр. Евлогий (Георгиевский) находятся в схизме, и «единственным законным собственником русского церковного имущества является исключительно высшее руководство Русской Церкви, в настоящее время представленное Святейшим Патриаршим Синодом и возглавляющим его митрополитом Московским Сергием, а также законно назначенными ими иерархами. С 1931 управление русскими церквами в Западной Европе находится в ведении митрополита Вильнюсского и Литовского Елевферия. Единственная легальная русская православная церковь в Берлине, во главе которой вот уже многие годы стою я, именуется «церковью Патриархата», что само по себе указывает на ее легитимность». В 1939 был арестован фашистами, но после шестичасового допроса отпущен. По результатам допроса был составлен отчет гестапо, в котором, в частности, сообщалось: «Был допрошен православный священник Прозоров, так как он подозревается в том, что поддерживает пробольшевистские тенденции. Он — единственный из проживающих в Германии представителей православного духовенства, который признает митрополита Сергия из Москвы. У нас имеется намерение выдворить его с территории рейха и распустить его находящуюся в Берлине церковную общину». Скончался в Берлине в 1942 или 1943, по некоторым данным, в заключении. Арх.: ГАГК. Ф. 180. Оп. 2. Д. 210. Т. Кальченко Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. Далее читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Первый всероссийский съезд русских людей (Всероссийский Съезд Русского Собрания), проходил в С.-Петербурге 8—12 февраля 1906 г. Второй Всероссийский Съезд Русских Людей, проходил в Москве 6—12 апреля 1906 г. Третий Всероссийский Съезд Русских Людей (Всероссийский Съезд Людей Земли Русской), проходил в Киеве 1—7 октября 1906 г. Четвертый всероссийский съезд объединенного русского народа (Всероссийский Съезд Русских Людей), проходил в Москве 26 апреля — 1 мая 1907. Сочинения:Чтения по основному богословию для студентов Киевского политехнического института Императора Александра II. Киев, 1900; Гоголь как христианин. Киев, 1909; Праздник священного коронования и значение самодержавия. Киев, 1910; О верховной власти. Слово, сказанное... 21 октября 1911 г. Киев, 1911. Литература:Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923—1939 / Сост. Н. А. Струве. М. — Париж, 2000; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М, 1994; Геде К.«Под колпаком» у Мюллера. Русские православные общины в нацистской Германии действовали под контролем гестапо. НГ-Религии от 21 янв. 2004; Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994; Киевлянин. 1908. 8 дек.; Сборник Клуба Русских Националистов. Вып. 1-5. Киев. 1909—1913; Смолич И.К История Русской Церкви: 1700-1917. Т. 2. М., 1997; Царский Сборник. М., 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |