Прокл Proklos |
|
410-485 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Прокл (Proklos)Прокл (Proklos) (ок. 410, Константинополь, - 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас филос. соч. П.- "Первоосновы теологии" [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в кн.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3- Высокая классика, 1974], "О богословии Платона" (последнее изд. Fr./M., 1960), комментарии к платоновским диалогам "Тимей" : (v. 1-3, Lipsiae, 1903-06), "Парменид" (последнее изд. 1961) и др. Историческое значение Прокла определяется универсальной конструктивно-диалектич. разработкой им. всей системы неоплатонизма. Господствующим у Прокла во всех разделах его философии является триадич. метод, сводящийся к последоват. утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос, или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода Прокл анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина - "единое", "ум" (нус) и "душу". Так, от абсолютно непознаваемого "единого" он отделяет "единое", уже содержащее в себе нек-рую множественность, но не имеющее ещё к.-л. качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая "уму" (расчленённости) и выделяемая Проклом (впервые в неоплатонизме) в самостоят. ступень эманации "единого" - область чисел, или "на дбытийных единиц". В "уме" Прокл также выделял: 1) "ум" как пребывание в себе, ум мыслимый, "интеллигибельный"- "бытие", или объект; 2) "ум" как выхождение из себя, ум мыслящий, "интеллектуальный" - субъект; 3) "ум" как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, "ум" как "жизнь" или "вечность", "жизнь в себе". В диалектике мифологии Прокл устанавливал три триады богов. Последняя триада ввиду триадического деления двух первых её членов превращалась в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих её моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов-"умов". Мир "души" у Прокла также триадичен: души божественные (боги "ведущие", "абсолютные" и "внутрикосмические"), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. Система Прокла, будучи завершением неоплатонизма, своим мыслит. аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла, И. Петрици и Николая Казанского). А. Ф. Лосев. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Вернуться на главную страницу Прокла
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |