Потанин Виктор Фёдорович |
|
р. 1937 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Потанин Виктор ФёдоровичПотанин Виктор Фёдорович [14.8.1937, с.Утятское Притобольного р-на Курганской обл.] — прозаик, очеркист. Родился в семье сельских учителей. Детство и юность прошли в Зауралье, в деревне. Отец погиб на фронте в 1941. Мать, Анна Тимофеевна,— учитель русского языка и литературы. Ее и учителя Утятской школы Р.Ярова Потанин называет своими наставниками, которые оценивали его первые опыты — стихи и рассказы. В 1953-58 Потанин учился в Курганском педагогическом институте, занимался в литературно-творческом кружке. В 1958 начал работать корреспондентом в областной молодежной газеты «Молодой ленинец», где публиковались его новеллы, короткие рассказы, очерки, зарисовки. В 1958 участвовал во Всероссийском совещании молодых прозаиков, организованном недавно созданным СП РСФСР. Знакомство и общение с В.Астафьевым, Ю.Казаковым, Г.Горышиным, по свидетельству Потанин, сыграло определяющую роль в выборе дальнейшего жизненного и творческого пути. Первым выступлением в большой печати стал рассказ «Шальная весна» (Урал. 1961), затем последовали публикации в «Смене», «Сельской молодежи», еженедельнике «Литературная Россия». Крестным отцом многих из них (а в дальнейшем и книг) стал С.П.Антонов, с которым Потанин познакомился на Кемеровском зональном семинаре молодых писателей. В 1961-67 заочно учился в Литературном институте (отделение прозы). Первая книга, небольшой сборник рассказов «Журавли прилетели», вышла в Кургане в 1963. Уже ранние книги («Подари мне сизаря», «Последние кони», «Наследник солдата») принесли Потанину всероссийскую известность. Проникнутые, по определению самого писателя, «лирическим автобиографизмом и эгоцентризмом», выразившихся в преобладании очеркового начала и выборе дневниковой формы, они сразу определили его приверженность к нравственной проблематике и конфликтам, которые он остро ощущал, но не умозрительно, а в гуще самой жизни. Не случайно события его произведений происходят в пределах Зауралья. Вспышка «деревенской прозы» в 1960-е принесла с собой открытие особого человеческого мира, «крестьянского космоса», дегероизацию литературы, проявившуюся в интересе к маленьким людям. В произведениях 1970-х Потанин исследует нравственные конфликты, состоящие в разрушении корневых связей с «почвой», в отпадении героев, соблазненных городским интеллектуализмом, от «анахронической» сердечности семейного уклада, их «межеумочное» состояние («чистая и горькая», по отзыву В.Астафьева, повесть «Пристань»). Но писатель не судит своих героев, скорее сочувствует, поэтому нередки в покаянных монологах его героев авторские интонации. Творческую манеру Потанина во многом определяет любовь к живому народному языку, он восстанавливает в правах строй и звучание по-песенному раскованной и естественной местной речи, которая составляет основу его лирико-исповедального стиля. Сюжетно-структурную цельность определяет авторская позиция, «однодумность» (Н.Кузин), которая взволнованно откликается на «болевые» точки жизненного материала. Покаянный мотив деревенской прозы получает у Потанина индивидуальное преломление, проявляясь в то и дело прорывающемся внутреннем напряжении авторской интонации. Это роднит поэтику прозы Потанина с Ю.Казаковым, В.Лихоносовым, Г.Семёновым. Проза Потанина 1980-90-х продолжает ставить самые острые и жгучие вопросы сегодняшней жизни. Сложные и драматические судьбы встают со страниц повестей «Легкая», «Телефон доверия», «Большой хитрец». Поисками смысла жизни заняты и герои большинства рассказов. Любовь к человеку диктует Потанину такие светлые, бескорыстные и жертвенные судьбы, как Антонина Ивановна из повести «Легкая». Это его версия праведницы, без которых «не стоит земля наша». «Дивное торжество совести» (В.Распутин) показывает героиня в каждой из своих ипостасей — жены, матери, работницы. «Умную печаль», «благорасположенность ко всему» считают главными чертами индивидуальности Потанин его коллеги В.Астафьев и В.Распутин. Писатель не признает грубости ни в общении, ни на страницах своих книг. Он «не может принять зло как неизбежность, согласиться с его агрессивным полноправием, и любые проявления зла заносит на бумагу с очевидным страданием» (В.Распутин). Повесть «Доченька» выпадает из этого ряда, так как она — о взаимной «чуждости», нарастающей между поколениями отцов и детей, о нравственном вызове младших старшим. Писатель переживает этот конфликт с позиции невольной вины и своего поколения, и своей лично. В поздней прозе Потанина (книги «Плакала кукушка», «На обрыве», «Танцуем без перерыва», «Украденная жизнь») все отчетливее звучат метафизические мотивы, особенно обостренно — тема жизни и смерти. Появляются и мистические мотивы, в свое время реабилитированные «деревенской прозой» (повесть «Украденная жизнь»). Основу прозы Потанин составляет опора на традицию русского реалистического письма. Недаром критика называет его приверженцем аксаковской традиция, в основе которой лежит свойство писательской памяти «помнить, а не фантазировать» (С.Т.Аксаков). Памятливость писателя, обогащенная новыми впечатлениями, восходит к нравственным первоначалам, по которым он продолжает оценивать своих героев и себя. Иногда писателю хочется сказать как можно больше, он не всегда доверяет «выговариванию» самой жизни, отраженной в произведении, которая может заставить читателя думать самому. В 1970-98 Потанин работал литконсультантом Курганской писательской организации, редактором регионального книжного издательства. Продолжает активно печататься в журнале «Москва», «Урал», «Бежин луг». Член правления и секретарь СП России, имеет звание «Заслуженный работник культуры», награжден орденом «Знак Почета» и орденом Почета. Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), премии им. Ивана Бунина (1994), Всероссийского литературного конкурса им. В.М.Шукшина (1999), Всероссийской литературной премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (2002). Живет в г.Кургане. К.И.Шарафадина Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 109-111. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Журавли прилетели: сборник рассказов. Курган, 1963; Шальная весна: рассказы. М., 1969; Пристань: повести. Челябинск, 1970; Ради этой минуты. Новосибирск, 1973; Память расскажет: очерки. М., 1975; Когда прошли дожди. М., 1978; Избранное: Повести и рассказы. М., 1982; Поезда не возвращаются: Повести, рассказы. М., 1985; Голубая жемчужина: Повести, рассказы, дневники. М., 1989; Плакала кукушка: Повести и рассказы. М., 1992; Танцуем без перерыва: Повести и рассказы. Курган, 1995; Украденная жизнь: Повести и рассказы. Курган, 2000. Литература:Селезнев Ю. Вечное движение. М., 1976; Виктор Федорович Потанин: биобиблиографический указатель. Курган, 1980; Кузин Н. На орбите душевности // Потанин В.Ф. Пристань: Повести и рассказы. Свердловск, 1980; Яновский Н. [Послесл.] // Потанин В.Ф. Избранное. М., 1982; Астафьев В. Чистая душа // Астафьев В. Всему свой час. М., 1985; Распутин В. Добрый рыцарь совести и слова // Потанин В.Ф. Украденная жизнь: повести и рассказы. Курган, 2000. С.3-8; Бондаренко М. Только бы не остыла душа... О писателе Викторе Потанине // Литература в школе. 2003. №5. С.41-46.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |