Посошков Иван Тихонович |
|
1652 - 1726 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Тихонович ПосошковПосошков Иван Тихонович (1652—1726) — экономист и публицист, сторонник петровских преобразований. Выступал за развитие промышленности и торговли. Главный труд, «Книга о скудости и богатстве», обращен к Петру I. Главной причиной скудости государства видел в отсталости сельского хозяйства из-за непомерной эксплуатации крестьянства и требовал государственной регламентации повинностей. Источником богатства считал торговлю, которой должно заниматься купечество. В 1725 г. был заключен в Петропавловскую крепость, где скончался через несколько месяцев. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 406.
Искатель христианской правдыПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726), писатель, экономист, “искатель христианской правды, патриот, сторонник монархического принципа”. Посошков, вышедший из крестьян, занимавшихся ювелирным промыслом, с одной стороны, является продолжателем хозяйственной традиции Древней Руси, выраженной в “Домострое” и практической жизни общин и артелей, а с другой, несет уже сомнение в верности традиционных ценностей. Хотя в целом его симпатии на стороне национальных традиций хозяйственной жизни, которые он хочет обновить “сугубо умственным путем”. Тем не менее пафос огульного и не всегда справедливого обличительства внутреннего порядка присутствует в его главном труде “Книге о скудости и богатстве” (1724, изд. 1842). Из основополагающих ценностей Древней Руси он принимает почти все. Прежде всего идею домостроительства (экономики, хозяйства), цель которого, по его мнению, — в достижении изобильного богатства, то есть определенного достатка человеческих вещественных и невещественных благ. Источником богатства является только труд, “безотносительно к его физическим и социальным особенностям”. Изобильное богатство понимается им не как средство к роскошной жизни, а как средство обеспечения некоторого достатка для прокормления своей семьи, церковного богослужения и выплаты царских налогов. Изобильное богатство может быть очень скромным, и дело совсем не в величине его, а в том, что каждый человек должен обязательно трудиться, приносить “прибыток”. Трудом создается “всенародное богатство”, состоящее из “домовых внутренних богатств”. Некоторые “избытки” во “внутреннем домовом хозяйстве” предполагают продажу их вне хозяйства. Посошков стоял на позициях регулирования внешнеторговой деятельности в сторону таможенного ограничения вывоза за границу сырья. Он полагал, что продавать надо преимущественно готовые продукты. Ученый стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка, предлагая использовать для этого таможенную политику, содействующую росту российской промышленности и созданию производств, продукты которых тогда закупались за границей. За рубежом следует покупать только то, чего нельзя сделать в России. Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым. Во времена Посошкова крестьяне составляли не менее 95% всего населения страны. От их “изобильного богатства” зависело русское Царство. “Крестьянское богатство, — говорил Посошков, — царственное, а нищета — крестьянское оскудение царственное”. Крестьянский экономист считал крестьян такими же землевладельцами, как и помещиков. “Под всеми ими земля вековая царева, а помещикам дается ради пропитания на время”. Земля, которую обрабатывают крестьяне, принадлежит им по обычному праву ее распределения и перераспределения, регулируется общиною. Для осуществления справедливого землевладения, по мнению Посошкова, нужно ввести всеобщий поземельный налог не только с крестьян, но и с других “чинов”. О. Платонов
Социальный мыслитель-самоучкаПосошков Иван Тихонович (1652, с. Покровское Московской губ, - 1(12).02.1726, Петербург) - социальный мыслитель-самоучка, экономист. Родился в семье зажиточного крестьянина-ремесленника. Был обучен грамоте, различным ремеслам: монетному, пушкарному и строительному делу, вел в Новгороде широкую предпринимательскую деятельность, В 1697 г. имел личную аудиенцию у Петра I, стал членом его «Ученой дружины», сторонником проводимых им преобразований. Перу Посошкова принадлежит ряд «доношений», проектов и трудов социально-экономического и религиозно-этического характера: «О денежном деле» (1699-1700), «О ратном поведении» (1700-1701), «Первая записка Стефану Яворскому» (1708), «Вторая и третья записки» (1708-1710), второе «поношение» царю «О новоначинающихся деньгах» (1708). В 1708 г. им написано соч. «Зерцало сиречь изъявление очевидное» против раскольников и лютеран, в 1719 г. окончен трактат «Завещание отеческое к сыну», в 1724 г. завершен главный труд - «Книга о скудости и богатстве». В августе 1725 г. Посошков за антидворянские политические убеждения, выраженные в этой книге, был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где и скончался. Проекты экономических и административных преобразований, выдвигаемые Посошковым, расходились с идеями дворянских идеологов «просвещенного абсолютизма». В своих экономических и социальных взглядах он исходил из того, что «не то царственное богатство, еже в царской казне лежащия казны много... но то самое царское богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самым и домовыми внутренними своими богатствами» (Книга о скудости и богатстве. С. 13-14). Производство и торговлю Посошков считал жизненным нервом государства, защищал интересы отечественной индустрии, с горечью отмечал, что огромные богатства России мало исследованы и плохо используются. Большую роль в стране, по его мнению, должно играть купечество, без которого никакое «царство состояти не может». Посошков рассчитывал при помощи государства достигнуть гражданского мира, экономического преуспевания и «общего блага». Все сословия должны «служить» «царскому интересу» с целью приносить общегосударственную пользу, царь же, со своей стороны, заботясь об «общем благе» - поддерживать все сословия, лишь тогда наступят новые порядки: и богатые, и бедные будут жить между собой в мире. Посошков выступал за смягчение крепостного права и «упорядочение» его государством. Его идеал - благоустроенная и просвещенная деревня. Все беды России он видел в потере духовности, в церковном «веротворческом» разладе, в гражданском, «поселянском» (крестьянском), воинском, судейском, купеческом, всеобщем «порочном состоянии». Средствами улучшения жизни Посошков считал распространение грамотности среди населения, благонравие, благоверие. В этой связи он высоко ставил роль церковнослужителей в обществе: «Священство — столп и утверждение всему человеческому спасению». Идеи Посошкова направлены на обоснование идеала гражданина - «достойного человека», сознающего свой гражданский долг, а также таких социальных порядков, при которых существуют уважение к личности, нетерпимость к праздности и роскоши. Ему была свойственна вера в то, что разумные указы устранят «неисправы» в государстве, утвердят «прямую правду» и водрузят «любовь и беспечное житие народное». Посошков защищал прогрессивную идею равенства всех перед законом. Для выработки основного закона - «Судебной книги» - он рекомендовал создать «общесоветие» с участием представителей от крестьян. Политико-правовые взгляды общества представлялись ему как борьба добра со злом, правды с неправдой. Поэтому, предлагая проект реформы судопроизводства, Посошков соотносил правовые нормы с этическими постулатами православия. Для него характерны опора на народный здравый смысл и философско-богословскую традицию, берущую начало от отцов церкви (особенно Иоанна Дамаскина). В его взглядах прослеживаются элементы своеобразного демократизма и гуманизма, не отрицавшие догматов православия и принципов самодержавного правления. Т. Л. Мазуркевич Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 492-493. Сочинения: Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951; Зерцало очевидное. Казань, 1895-1900. Вып. 1-2; Завещание отеческое к сыну. Спб., 1893; Сборник писем к митрополиту Стефану Яворскому. Спб., 1900. Литература: Брикнер А. Иван Посошков. Спб., 1876; Царевский А. А. Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса. Спб., 1883; Он же. Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова, изданных и неизданных со стороны их религиозного характера. М, 1883; Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. 2-е изд. М .; Л., 195 i; История философии в СССР М., 1968. Т. 1.С. 298-301.
Экономист, публицистПосошков Иван Тихонович (1652 - 1726, Петербург) - экономист, публицист. Родился в семье ремесленников-серебряников. Приобрел технические знания по гравированию, черчению, оружейному, столярному делу, чеканке денег, винокурению. В 1694 - 1696 работал над денежным станком для подношения Петру I. В 1697 демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. В 1701, после поражения рус. войска под Нарвой, составил записку для Петра I "О ратном поведении", предложив меры по созданию боеспособной армии. Свои взгляды на вопросы просвещения, этики, церковные проблемы Посошков изложил в 1703 - 1710 в записках, обращенных к митрополиту Стефану Яворскому. предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси, считал необходимым упрощение церковнославянского алфавита. Итогом литератураной деятельности Посошкова была "Книга о скудости и богатстве", написанная им в 1724 (1-е изд. - М., 1842; 4-е изд. - М., 1951), содержащая проекты реформ различных сторон гос. и общественной жизни, доказывавшая тесную связь между богатством страны и гос. устройством. Посошков выступал за реформы суда, создание единого общегос. свода законов, в составлении к-рого должны были участвовать все классы общества. Признавая крепостное право, считал необходимым точно определить крестьянские повинности, обязательность обучения крестьянских детей. Выдвигал задачу охраны природных богатств от хищнического их использования. Считал, что гос-во обязано регламентировать всю хоз. жизнь страны: стимулировать развитие промышленности, поиски полезных ископаемых, сократить ввоз иностранных товаров и расширить вывоз промышленных изделий из России. Предложения Посошкова не получили практического осуществления и, вероятно, стали причиной его ареста в авг. 1725 Тайной канцелярией. Умер в Петропавловской крепости. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951; Зерцало очевидное. Казань, 1895-1900. Вып. 1-2; Завещание отеческое к сыну. Спб., 1893; Сборник писем к митрополиту Стефану Яворскому. Спб., 1900. Литература:Платонов Д.Н. Иван Посошков. М., 1989. Брикнер А. Иван Посошков. Спб., 1876; Царевский А. А. Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса. Спб., 1883; Царевский А. А. Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова, изданных и неизданных со стороны их религиозного характера. М, 1883; Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. 2-е изд. М .; Л., 1951; История философии в СССР М., 1968. Т. 1.С. 298-301.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |