Познер Майкл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Познер Майкл

р. 1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Майкл Познер

Познер (Posner) Майкл (род. 1936) — американский психолог, специалист по проблемам экспериментальной и когнитивной психологии.

Биография. Образование получил в Вашингтонском университете (бакалавр, 1957; магистр, 1959). Затем работал в качестве психотехника в компании «Боинг». В 1962 году в Мичиганском университете защитил докторскую диссертацию, в которой применил теорию информации для описания процессов мышления. Работал в Висконсинском университете, в Орегонском, затем на факультете прикладной психологии в Кембридже. С 1985 года — профессор медицинского факультета Вашингтонского университета. С 1974 по 1979 годы — редактор журнала journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance.

Исследования. Методологическая позиция M. Познера выражается в идее интеграции трех основных подходов к исследованию психики человека: с позиции сознания, исполнительной деятельности и физиологических (нейрональных) механизмов. Занимался психологическим анализом повседневных познавательных операций простого уровня, в частности чтения и слушания. Так, например, он разработал методику, позволявшую манипулировать временем создания визуальных и фонетических кодов. В его экспериментах испытуемым предлагалось складывать буквы или цепочки букв при ограничении времени. Тем самым были установлены временные интервалы, необходимые для визуального восприятия буквы и ее фонетического воспроизведения. В частности, в рамках исследования внимания выделил в качестве отдельной операции ориентировку. Она представляет собой настройку внимания на определенный источник сенсорного входа или на внутреннюю семантическую структуру, хранимую в долговременной памяти.

В отличие от ориентировочного рефлекса операция ориентировки может быть умственной, и она не включает в себя итоговое восприятие стимула. Кроме того, она всегда предшествует обнаружению стимула, тогда как многие компоненты ориентировочного рефлекса возникают после того. Были выделены два типа ориентировки: открытая (с помощью движений головы и глаз) и скрытая (реализующаяся с помощью центрального механизма).

В своих нейропсихологических экспериментах он показал, что пациенты с повреждениями теменной доли испытывают трудности при переключении внимания из одной стороны поля зрения в другую. При этом если у них имеется поражение правой теменной доли, им трудно отвлечься от чего-либо в правой части поля зрения, чтобы обратить внимание на что-либо в левой части поля зрения (информация из которого поступает в поврежденную правую теменную долю). У пациентов с поражением левой теменной доли обнаруживаются симметричные нарушения. Его исследования памяти завершились выдвижением концепции множественного кодирования.

На основании анализа результатов исследований, в которых испытуемым предлагалось опознать буквы, слова и фразы, автор пришел к выводу, что те теории памяти, которые построены на одном-единственном коде, не позволяют понять закономерности функционирования и развития памяти. Чтобы это оказалось возможным, было постулировано существование трех уровней мнемических структур: уровень следов, копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме; уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта; уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой степенью полноты. 

Проводил исследования вызванных потенциалов коры головного мозга, на примере которых показал возможности объединения когнитивной психологии и нейропсихологии в анализе познавательной деятельности (Chronometric Exploration of Mind. N. J.: Erlbaum, 1978).

Методики. Разработал методику на сопоставление букв. В ней от испытуемых требовалось решить, совпадают ли две буквы (например, А-А или А-а). В некоторых случаях буквы были полностью идентичными и по написанию, и по значению (названию), а иногда сопоставление происходило по названиям букв. С позиций информационного подхода, для проверки полностью идентичных букв от испытуемого требовалось просто ввести их в кратковременную память и принять решение. А при сопоставлении букв по названию испытуемый должен был ввести их обе в кратковременную память, воспроизвести название буквы, очевидно, хранящееся в долговременной памяти, принять решение и лишь затем нажать кнопку, с помощью которой измерялось время реакции.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 429-430.


Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Information reduction in the analysis of sequential tasks // Psychological Review. 1964, 71, 491-504; Memory and thought in human intellectual performance // British Journal of Psychology. 1965, 56, 197-215; Chronometric analysis of classification // Psychological Review. 1967, 74, 392- 409 (with R. F. Mitchell); Human Performance. Brooks/Cole, 1967 (with P. M. Fitts); Reduced attention and the performance of «automated movements» //Journal of Motor Behavior. 1969, 1, 245-258; Psychobiology of attention // M. Gazzaniga and C. Blackmore (eds), Handbook of Psychology. N. Y.: Academic Press, 1975; Visual dominance: An information processing account of its origins and significance // Psychological Review. 1976, 83, 157-171 (with M.J. Nissen and R. Klein); Orienting of attention. The 7th Sir F. C. Bartlett Lecture // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1980,32,3-25; Cognition and personality // N. J. Kihlstorm (eds), Personality, Social Integration. N. J.: Erlbaum, 1981; Information processing models: In search of elementary operations // Annual Review of Psychology. 1982, 33, 477-514 (with P. McLeod); (ed.) Attention and Performance, vol. 11, Mechanics of Attention. N. J.: Erlbaum, 1985 (with O. S. M. Marin).

Литература:

M. Познер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС