Порошин Федор Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Порошин Федор Иванович

XVII в.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Иванович Порошин

Порошин Федор Иванович (XVII в.), беглый московский холоп, есаул и войсковой дьяк донских казаков, писатель, автор поэтической повести об Азовском осадном сидении донских казаков (1641-42), которая пользовалась большой популярностью в XVII в.

+ + +

Порошин Федор Иванович (XVII в.), автор «Поэтической повести об Азовском сидении Донских казаков».

Порошин — холоп кн. Н. И. Одоевского, влиятельного и образованного вельможи. Оказавшись на Дону, стал есаулом и войсковым дьяком. После того как казаки, захватив у турок Азов (1637), начали просить поддержки у царя Михаила Федоровича, Порошин в 1640 изложил эту просьбу в достаточно резкой отписке. В 1641 Порошин — член казацкого посольства, отправившегося в Москву за помощью. После решения в войну с турками не вступать (1642) и отпуска посольства Порошин был задержан, лишен жалованья и сослан в Соловецкий монастырь.

«Поэтическая повесть об Азовском сидении» (существуют документальная и сказочная редакции) — самое яркое в художественном отношении произведение азовского цикла. Оно создано во время ожидания казацким посольством решения царя о помощи казакам (1641—42). Повесть соединяет в себе достоинства воинского сказания (традиция повести Нестора-Искандера), документального свидетельства и публицистического сочинения.

«Поэтическая повесть» занимает центральное место среди произведений, повествующих об азовской эпопее. Порошин создал произведение большой художественной ценности. Ход осады изложен в повести исторически достоверно, что подтверждается не только документами, составленными в канцелярии войска Донского, но и записками турецкого путешественника Эвля Эфенди, находившегося в лагере осаждавших Азов турок. Но документально точное изложение событий облечено в форму, близкую к устному народному творчеству, бытовавшему в казачьей среде. Так, сообщая о приходе под Азов 300-тысячной турецкой армии, автор рисует выразительную картину: «Где у нас была степь чистая, тут стали у нас однем часом, людми их многими, что великия непроходимыя леса темные. От силы их турецкие и от уристания конского земля у нас под Азовом погнулась, и из реки у нас из Дону вода на бреги выступила…» Изнемогая и надеясь на помощь Москвы, осажденные казаки просят прощения у царя Михаила Федоровича, у церковных властей, у всех христиан и у окружающей их родной природы: «Простите нас, леса темные и дубравы зеленые. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Простите нас, море Синее и реки быстрые. Прости нас, море Черное. Прости нас, государь наш тихой Дон Иванович, уж нам по тебе, атаману нашему, з грозным войским не ездить, дикова зверя в чистом поле не стреливать, в тихом Дону Ивановиче рыбы не лавливать». Трагические эпизоды обороны Азова давали автору возможность придать казакам черты былинных богатырей.

Повесть использует форму «казачьей отписки», документа, поданного казаками в Посольский приказ. В самой повести цитируются «документы» — послания турецкого султана и ответ на него казаков, в котором они в традициях подлинных казачьих дипломатических посланий обращаются к султану с бранью и угрозами, называют его «худым свиным пастухом», «поганым псом», «скаредной собакой» (вспомним титулы султана из знаменитого письма запорожцев, написанного во 2-й пол. XVII в.).

Намерение израненных и увечных казаков основать монастырь, где игуменом станет атаман, а строителем — есаул, — не эффектная литературная концовка повести, а отражение подлинной ситуации: казаки действительно имели 2 монастыря, в которых, как правило, кончали жизнь члены этой военной корпорации.

Наряду с лирико-поэтическими пассажами повести в ней, как в публицистическом произведении, политические вопросы занимают одно из главных мест. Взятие Азова казаками рассматривается не только как избавление Московского государства от набегов татар и турок, но и как предпосылка для окончательного разгрома Турции. В повести обнажены те социальные и политические противоречия, которые в предыдущих повестях азовского цикла еще не сформулированы. Во-первых, это вопрос о двойственном положении казаков, с одной стороны, защитников южных границ, с другой — беглых холопов, которых на Руси «не почитают и за пса смердящего»; во-вторых — противоречивая политика московского правительства, использующего военные силы казаков, но отказывающего им в открытой политической и дипломатической поддержке.

«Поэтическая повесть» была написана в к. дек. 1641 — н. янв. 1642 накануне созыва Земского собора и призвана была художественными средствами подкрепить политическую позицию казаков, тем более что участники казачьего посольства были лишены в Москве свободы передвижения и не допущены на Собор. Они имели доступ только в Посольский приказ, служащие которого, вероятно, сыграли немалую роль в распространении казачьего сочинения.

Изд.: Орлов А. С. Историческая и поэтическая повесть об Азове: Тексты. М., 1906; Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949; Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 1. М., 1988.

Ист.: Литература и культура Древней Руси. М., 1994. С. 138—139; Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. М., 1986. С. 137—138.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС