Борис Никанорович Попов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > >

ссылка на XPOHOC

Борис Никанорович Попов

1909-2001

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Попов Борис Никанорович

Попов Борис Никанорович (7 июля 1909 – 11 сентября 2001). Б.Н.Попов – живописец, график, театральный художник, заслуженный работник культуры России (1975 г.). Родился в 1909 году в городке Кемь,  Архангельской губернии, в семье воронежского крестьянина Никанора Попова и саранской учительницы Ольги Цинговатовой, сосланных сюда за участие в революции 1905 г. После гибели отца – работника народного образования, расстрелянного белогвардейцами в августе 1919 г., Бориса определили на учебу в Московскую школу-коммуну имени Лепешинского. Там он увлекся рисованием и начал учиться живописи под руководством художника и педагога Я.Башилова.

В 1926-1930 гг.  продолжил учебу в Московском художественном техникуме им.1905 г., где его наставниками были Е.Якуб и С.Николаев (ученик К.Коровина). В 1929 году он выезжает в Донбасс, где собирает материалы для дипломной работы о шахтерах. Выполненные там рисунки, печатались в журналах «Красная нива» и «Прожектор». В том же году работы молодого автора выставляются на Международной студенческой выставке  в Лондоне. Совмещая учебу и творчество, Попов участвует в оформлении Центрального парка культуры и отдыха, выставок, делает книжные обложки и иллюстрации, стажируется во МХАТЕ П. В Москве он нередко навещает своего дядю литературоведа, профессора, первого биографа А.Блока - А.Я.Цинговатова, присутствует на литературных диспутах, проходивших у него дома, делает наброски его гостей - известных писателей, поэтов, деятелей культуры.

После окончания учебы, в 1930 – 1933 гг. он работает художником-декораторатором в театрах Дальнего Востока и Сибири, оформляет оперы «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник», пишет декорации к спектаклям «Горячее сердце», «Хлеб» и др. В 1934 г. - возвращается в Москву, где руководит художественным отделом Центрального музея Рабоче-Крестьянской Красной армии, повышает квалификацию в Изополитуниверситете.  В 1936 г.- участвует в выставке-смотре произведений молодых художников Москвы. Много работает в Ясной Поляне, в Пущино-на-Оке, где создает пейзажи русской природы, портреты местных жителей. В этот период в его творчестве утверждается реалистическая манера, крепнет композиционное и живописное мастерство.

На одной из московских выставок он готовится представить портрет Сталина. Заметивший картину среди подготовленных к выставке работ,  старший коллега, как вспоминал позднее сам Попов, отыскал художника в предвыставочной суете и прошептал ему: «Борис, если жизнь тебе дорога, немедленно убери портрет с выставки и никому его не показывай». После некоторых раздумий и колебаний он прислушался к совету искушенного товарища. Портрет выставлен не был. Только в начале 90-х годов он извлек его из тайников и демонстрировался узкому  кругу знакомых. Сталин был изображен в профиль, оспины, покрывавшие его лицо – тщательно прописаны, хитрый прищуренный взгляд, а главное – черно-красные тона картины… Если в конце двадцатых, когда она задумывалась, это могли быть отблески побед Гражданской войны, то во второй половине тридцатых годов, в разгар репрессий, траурно-кровавые всполохи ни у кого не могли оставить сомнений.  Надо отдать должное гражданскому мужеству художника – он сохранил не только этот портрет, но и многие другие, на которых были изображены те, кто попал в жернова репрессий.

С началом Великой Отечественной войны Попов записывется добровольцем. К строевой службе его признали негодным по зрению и он был зачислен в истребительный батальон народного ополчения. После разгрома немцев под Москвой художник возвращается к творческой работе: пишет портреты партизан, бойцов, командиров, тружеников тыла. В 1942 г. его принимают в Союз художников СССР, а вскоре в качестве художника зачисляют в автомобильно-дорожные войска. Его часть участвует в боевых действиях первого Белорусского, 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов. Он готовит плакаты, панно, военно-агитационные материалы.   В конце войны - в Берлине - делает эскизы и зарисовки последних дней фашистского рейха, ставшие основой для более поздних батальных полотен, «Капитуляция немцев в Берлине», «В дни боев в Берлине», «Солнце Победы» и др. Отмеченные глубоким реализмом, подчеркивающим величие Победы нашего народа, эти произведения были представлены на выставках: «Героические эпизоды Великой Отечественной войны» (Москва, 1945 г.), «Произведения художников-фронтовиков» (Москва, 1946 г.), «50 лет Победы» на Кузнецком мосту (1995 г.), персональных экспозициях художника (Москва, 1964 г., 1966 г., 1972 г., 1973 г., 1974 г., 1978 г., 1979 г., 1999 г.). Ратный труд Б.Н.Попова отмечен орденом «Великой Отечественной войны», медалями «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».          1 декабря 1962 года ему довелось присутствовать на скандальной выставке в Манеже, где Хрущев «громил авангардистов». Вспоминая об этом событии, Борис Никанорович не скрывал глубокого разочарования «итогами» встречи с руководством страны. Вместо серьезного обсуждения наболевших вопросов творческой интеллигенции, которого ждали от этого посещения, был устроен идеологический погром, не только надолго расколовший художников, но и растоптавший живые ростки нового, появившиеся в период «оттепели». После выставки о ней ходило много анекдотов. Борис Никанорович рассказывал тот, что слышал собственными ушами из уст премьера: «Где эта голая Валька?» - гневно вращая глазами, вопрошал Хрущев. Возникла пауза, пока, наконец, кто-то не догадался, что он имел в виду, представленную на выставке «Обнаженную» кисти, тогда уже покойного Фалька.

Из замечаний Бориса Никаноровича о выставке, складывалась картина, что тогдашний скандал был намеренно спровоцирован чиновниками от изобразительного искусства, которые опасались за свои посты и регалии перед лицом молодого поколения и для сохранения позиций втянули в это дело главу правительства. Да и сам Хрущев позволил себе вновь наступить на старые грабли: ведь не прошло еще много времени как он «вляпался» в историю с «Доктором Живаго».  «Наши политические вожди,- замечал в этой связи Борис Никанорович, озорно прищуривая глаз, - не знали историю, в противном случае, они поступали бы мудрее. Например, властные покровители искусств эпохи Возрождения, несмотря на жесткие идеологические каноны, умели найти подход к художникам, создать им условия для работы и направить  на путь создания бессмертных произведений».  

Особое место в его творчестве в 60-80-е годы прошлого столетия занимает суровая и девственная природа Камчатки, Тувы, Сибири, мягкие, плавно убегающие за горизонт, пейзажи центральной России («Пруд вечером», «Заливной луг на Оке», «Река Сура»). Приковывает внимание энергичными мазками, игрой света и тени неукротимая мощь  Енисея в серии картин, посвященных этой могучей реке, строившейся тогда Саяно-Шушеской ГЭС («Первый снег на Енисее», «Вечер на Байкале», «Молодые лиственницы»). Настоящими жемчужинами многих частных коллекций стали пейзажи Подмосковья. Эти работы напоминают окна распахнутые в сад: цветы сирени, жасмина, кажется, наполняют комнату своим ароматом, создают впечатление покоя и гармонии. Осенью 1970 г. он путешествует по Италии и Испании. Природа, пейзажи этих стран не привлекли его. Основное время он проводит в галереях, внимательно знакомится с их сокровищами, а после возвращения настойчиво продвигает идею – все, подающие надежду к изобразительному творчеству молодые дарования, должны обязательно познакомиться с собраниями классики европейской живописи.

В начале 90-х годов художник много работал в чешской Праге и ее окрестностях. На полотнах того периода цветущие пражские парки, монументальные старинные замки и костелы, знаменитый Карлов мост. Однажды он вернулся домой в возбужденно – приподнятом настроении. С порога заявил: сегодня идем в пивную. Я угощаю. Оказалось, что когда он писал Карлов мост, его калоритная седобородая фигура привлекла внимание немецкой телевизионной бригады, снимавшей пражские достопримечательности. Режиссер попросил разрешения отснять «творческий процесс маститого русского живописца». Борис Никанорович не возражал. После съемки, немцы, несмотря на его протесты, буквально «всучили» ему стодолларовую банкноту. По тем временам он, человек далеко не бедный, воспринимал этот «горорар» как вполне справедливый: – «я позировал, а они – снимали. Труд модели – тяжкая доля». 

До последних дней своей жизни Борис Никанорович не оставлял кисти. Каждый день не смотря на непогоду, мороз или слякоть он неизменно появлялся в своей мастерской на Масловке и работал до поздней ночи. Он был непременным участником многих столичных, республиканских и всесоюзных выставок. Среди них особое место занимает его семейная выставка в Москве (1992 г.), на которой были представлены работы жены Галины Сергеевны Соловьевой (1908–1984гг.) – самобытной художницы-сказочницы, иллюстратором русского народного фольклора и сына – Андрея – геолога и одаренного графика. Последняя персональная выставка была посвящена 90-летию художника и состоялась в августе 1999 года на Кузнецком мосту.

Сегодня картины Б.Н.Попова находятся во многих музеях Москвы и Подмосковья, Красноярска и Иркутска, Донецка и Магнитогорска, частных собраниях, их репродукции мелькают в каталогах галеристов.

Он умер 11 сентября 2001 года. Похоронен в Москве. В 2009 году Б.Н.Попову исполнилось бы сто лет.

Специально для ХРОНОСА подготовил Юрий Цинговатов.


Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС