Попугаев Василий Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Попугаев Василий Васильевич

1778-1816

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Василий Васильевич Попугаев

Попугаев Василий Васильевич (1778/1779, Петербург - ок. 1816, Тверь) - просветитель, публицист и общественный деятель. Сын художника, учился в гимназии Академии наук. Энциклопедические познания Попугаева (он знал 5 языков, был знаком с основами естественных наук того времени, философии, лингвистики и юриспруденции) определили привлечение его к работе сначала в цензурном ведомстве, а с 1802 году в Комиссии по составлению новых законов. В 1801 году Попугаев познакомился с Радищевым и проникся его идеями о высоком назначении человека и о необходимости освобождения крестьян. Изучал работы французских просветителей и переводил их на русский язык, писал художественные произведения в духе сентиментализма. В 1801 году по его инициативе было учреждено Общество любителей изящного, ставшее позже Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств.

В своих публицистических произведениях выступал против абсолютизма и порабощения человека человеком, опираясь на идеи просветителей. Социальным идеалом Попугаева была древняя Спарта, а его вольнодумные гражданские взгляды выражались в речах «О политическом просвещении», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение». В посвященной Александру I рукописи «О благополучии народных дел» Попугаев выдвинул закон соотношения добра и зла: «Когда род человеческий приближается к точке совершенства, количество добра увеличивается, зла - уменьшается; отдаляется - обратно». В связи с этим необходимы и механизмы, обеспечивающие приоритет добра; они проявляются в форме закона и конституции: «Конституция одушевляет закон; закон поддерживает конституцию». Следуя Радищеву и Пнину, Попугаев утверждал формальное равенство всех перед законом, высокое гражданское назначение человека, общественное воспитание предпочитал домашнему, на первое место ставил изучение законов и истории, которую следует преподавать «в философском духе и с нравственной целью», ибо «всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связывающие его с обществом». В работах Попугаева своеобразно интерпретируются идеи общественного договора и положения о естественных правах, неявно осуждается крепостничество, прославляется просвещение народов. Отход в 1811 году от активной деятельности в Обществе любителей словесности, наук и художеств, связанный с неприятием монархически настроенными членами радикальных идей последнего его трактата «О благоденствии народных обществ» (написан в 1805 году, анонимно опубликован в 1807 году), означал и прекращение творчества Попугаева.

И. Е. Задорожнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 491-492.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Русские просветители. Собр. произв.: В 2 т. М., 1966. Т. 1.

Литература:

Орлов В. Н. Русские просветители 1790— 1800-х годов. 2-е изд. М., 1953;

Панибратцев А. Просвещение разума. Становление академической науки в России. Спб., 2002;

Пустарнаков В. Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: Опыт сравнительного анализа. М., 2002.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС