Полонский Яков Петрович |
|
1819-1898 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Яков Петрович Полонский
Век девятнадцатый – мятежный, строгий век – Полонский Яков Петрович (1819/1898) — русский поэт. Творчество включает стихи (преимущественно любовного и пейзажного свойства), поэмы и повести. С 1886 г. — член-корреспондент Петербургской АН. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 225. Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в "Отечественных записках" (1840), "Москвитянине" и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым. В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и читателей. После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года". В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете. Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская". С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками. В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово". В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию". В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова. В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья. С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования. Я.Полонский умер 18 октября (30 н.с.) 1898 в Петербурге. Похоронен в Рязани. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Полонский Яков Петрович (6[18].12.1819—18[30]. 10.1898), поэт. Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. Окончил Рязанскую гимназию (1831—38). В 1838—44 учился на юридическом факультете Московского университета. Печататься начал в 1840. В студенческие годы сотрудничал в «Москвитянине», в альманахе «Подземные ключи» (1842). Первый сборник стихов — «Гаммы» (1844). По окончании университета Полонский жил в Одессе, где опубликовал «Стихотворения 1845 года», получившие отрицательный отзыв Белинского. В 1846 Полонский — на службе в Тифлисе, где сблизился с Н. Ф. Щербиной, М. Ф. Ахундовым. По грузинским впечатлениям написана книга стихов «Сазандар» (1849). В Грузии Полонский начал писать прозу (статьи и очерки этнографического содержания, близкие к натуральной школе) и драматические произведения («Дареджана Имеретинская», 1852). С 1851 Полонский жил в Петербурге, выезжая иногда за границу. В 1859—60 Полонский — один из редакторов журнала «Русское слово». В 1860—96 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати. Сотрудничество в «Современнике» и «Отечественных записках», выход в свет сборников стихов 1855 и 1859, шуточной поэмы-сказки «Кузнечик-музыкант» (1859), высоко оцененной Тургеневым, — все это привлекло к Полонскому внимание критики. В общественно-литературной борьбе 60-х Полонский не примыкал ни к одному лагерю. Защищал в своих стихах поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860, «Поэту-гражданину», 1864, «Блажен озлобленный поэт…», 1872), но и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863, «И в праздности горе, и горе в труде…», 1865). Полонский написал пьесу «Разлад», в которой одобрял политику правительства по отношению к польскому восстанию 1863 (опубл. в «Эпохе», 1864). В к. 60-х в стихах Полонского появляется гражданская тема: «Миазм» (1868), «В альбом К. Ш.» (1871), «Слепой тапер» (1976), «Узница» (1878), «Старая няня» (1881); их основные мотивы восходят к поэзии Некрасова. В лирике Полонского отразились колебания поэта между «тревогами сердца» и «гражданственными тревогами». Старания Полонского отвечать запросам времени были восприняты критикой лишь как проявление эклектической природы его таланта. И. Тургенев защищал Полонского от упреков в несамостоятельности и эклектизме. В 80—90-е в поэзии Полонского преобладают религиозно-мистические настроения. Сборник стихов «Вечерний звон» (1890) проникнут мотивами смерти, мимолетности человеческого счастья; в гипертрофированном виде здесь развились и раньше присущие Полонскому образы ночных видений, снов, галлюцинаций. Тем не менее именно в это время к Полонскому пришло признание читателей. Некоторую роль в сплочении культурных сил России имели литературные собрания («пятницы») Полонского. Поэтику Полонского отличают широкое обращение к разговорному языку, отмеченная Тургеневым смесь «простодушной грации» и «свободной образности языка» (напр., «От зари роскошный холод проникает в сад» из стихотворения «Качка в бурю», 1850, поразившего юного А. А. Блока); свободное выражение чувств лирического героя, как бы размышляющего вслух («система вопросов и ответов» — «Не мои ли страсти…», 1850, «В глуши», 1855, «Неизвестность», 1865, «Откуда?!», 1871); использование сюжетно-новеллистической композиции («Финский берег», 1852, «Смерть малютки», 1854, «Женщине», 1859, «У двери», 1888); привлечение сказочных и мифологических образов («Солнце и месяц», 1841, «Бэда-проповедник», 1841, «Агарь», 1855, «Орел и голубка», 1887). Лучшие стихи Полонского — лирические: «Дорога» (1942), «Зимний путь» (1844), «Последний разговор» (1845), «Затворница» (1846), «Ночь» (1850), «Песня цыганки» (1853), «Колокольчик» (1854) и др. С лирическими стихами, близкими народной песне и цыганскому романсу, связано влияние Полонского на раннего Блока. Жанровый диапазон творчества Полонского широк: он писал поэмы и пьесы (в стихах и прозе), рассказы, повести, очерки, публицистические статьи, мемуары, романы («Дешевый город», 1879 и «Крутые горки», 1880—81). Критика отмечала близость его прозы, особенно в малых жанрах, к стихам. Опыт создания Полонским либретто для оперы «Кузнец Вакула» (1872) по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» (муз. П. И. Чайковского, пост. 1876) интересен как первая комическая трактовка гоголевского сюжета, утвердившаяся в русской оперной музыке 70—80-х. В числе неоконченных произведений Полонского — роман «Признания Сергея Чалыгина», многотомная история человеческой души (написана только часть, посвященная детству героя и событиям эпохи декабризма, опубл. 1867); исторические поэмы «Келиот» (1874) и «Братья» (1868—70); автобиографический роман в стихах «Свежее предание» (1861—62), среди персонажей которого — Белинский и Камков (поэт И. П. Клюшников). Менее удавались Полонскому сатирические и эпические произведения в стихах. Ок. 75 стихотворений Полонского положено на музыку (П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.). Народными песнями стали «Песня цыганки», «Затворница». Э. П. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Полн. собр. соч. Т. 1—10. СПб., 1885—86; Повести и рассказы. 2-е изд. Ч. 1—2. СПб., 1895; Полн. собр. стихотворений. Т. 1—5. СПб., 1896; Стихотворения и поэмы / Ред. и прим. Б. Эйхенбаума. Л., 1935; Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и прим. Б. М. Эйхенбаума. Л., 1954; [Письма к И. С. Тургеневу] / Вступ. ст. Э. А. Полоцкой // Литературное наследство. Т. 72. Кн. 2. М., 1964.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |