Поликарп Печерский |
|
?-1182 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Поликарп Печерский
Троицкая надвратная церковь 1108 года, Поликарп, русский духовный писатель XIII в., монах Киево-Печерского монастыря, автор нескольких сказаний о подвижниках Печерского монастыря, составивших основу Печерского Патерика. Поликарпу принадлежит также послание к Акиндину, которое является предисловием к этому Патерику. + + + Поликарп Печерский, архимандрит (1182), с юных лет инок Киево-Печерского монастыря. Из его переписки с еп. Владимирским Симоном составился Киево-Печерский Патерик. В зрелых годах, когда он достиг духовной опытности и дара рассуждения, прп. Поликарп был возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Киево-Печерского монастыря. Он был духовным отцом вел. кн. Ростислава Мстиславича Киевского и Смоленского, который в старости хотел даже постричься в его монастыре, но святой удержал его, указывая на княжеские обязанности. Скончался св. Поликарп в глубокой старости. Память прп. Поликарпу отмечается 24 июля/6 августа и 28 сентября/11 октября.
Поликарп (к. XII — 1-я пол. XIII в.), монах, один из составителей Киево-Печерского патерика. Основываясь на его произведениях, предполагали, что родина Поликарпа Ростов, где он был свидетелем чуда, связанного с иконой работы Алимпия Печерского, и что в юном возрасте он постригся в Печерском монастыре. Некоторое время Поликарп был игуменом в Козмодемьянском монастыре в Киеве, хотел быть игуменом в Дмитровском монастыре и стремился стать епископом. В этом его поддерживала кн. Верхуслава, дочь Всеволода Большое Гнездо и вдова кн. Ростислава Рюриковича, которая была готова ради Поликарпа и Симона израсходовать очень большую сумму, также Поликарпу сочувствовал и ее брат Юрий Всеволодович. Очевидно, с просьбой о содействии Поликарп обратился и к еп. Симону, жалуясь на свою жизнь в Киево-Печерском монастыре. О содержании этого первого послания мы можем судить по заключению в ответном письме Симона: «А еже въписал ми еси досаду свою, люте тебе, погубил еси душу свою». Получив суровое обличение Симона, сопровождавшееся 9 рассказами о жизни печерских монахов, Поликарп пишет свое послание игум. Акиндину, где также описывает жития монахов «светильников Русской земли». А. А. Шахматов предполагал, что Поликарп писал свои сочинения либо во время епископства Симона, т. е. между 1214 и 1226, либо в к. 1-й трети XIII в. С. П. Шевырев датировал их 1234. В состав Киево-Печерского патерика входят такие произведения Поликарпа, как послание к архимандриту Печерскому Акиндину, рассказы о Никите Затворнике, о Лаврентии Затворнике, об Агапите, безмездном враче, о Моисее Угрине, о Прохоре, из лебеды творящем хлеб, о Марке-Печернике, о Спиридоне и Алимпии-иконописце, о многострадальном Пимене. Произведения Поликарпа, его герои, те сюжетные ситуации, в которые они попадают, и их эмоциональное освещение отличаются от подвижников, изображенных Симоном. В частности, Симон создает положительный образ кн. Николая Святоши («Слово о Святоше, князе Черниговском»), Поликарп же изображает непривлекательные поступки и неправедную жестокость, скупость таких князей, как Святополк Изяславич, Мстислав Святополич, который из-за алчности подвергал страшным пыткам монахов Федора и Василия, Ростислав Всеволодович, который утопил монаха Григория только за неугодные ему слова. Поликарп изображает и теневые стороны монастырской жизни. Такая обличительная позиция Поликарпа дает возможность говорить о нем, как о возможном церковном и социальном реформаторе XIII в. Это подтверждается и отношением к нему Симона, который укоряет Поликарпа в том, что он «повелевает младшими» и «противоречит старшим». История взаимоотношения двух составителей патерика, с их разным отношением к монастырской жизни, к духовной карьере, очень сложна и интересна, а не сводится только к различиям их нравственных и эмоциональных позиций. В поздней печатной редакции патерика 1661 в «Житиях» Симона и Поликарпа говорится о родственных узах между ними. Хотя часть исследователей предполагали, что Симон называл Поликарпа сыном и братом в духовном смысле, считается возможным, что Симон был старшим родственником или учителем Поликарпа. В таком случае это еще более усиливало драматизм их взаимоотношений, желание убедить друг друга, что и привело к созданию такого великого литературного памятника, как Киево-Печерский патерик. Изд.: Киево-Печерский патерик / Подг. текста, пер. и коммент. Л. А. Дмитриева // Памятники литературы Древней Руси XII в. М., 1980. О. А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |