Полани Майкл |
|
1891-1976 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Майкл ПоланиПолани Майкл (1891–1976). Британский философ, один из основателей постпозитивизма. Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего. В структуре ориентировочной и познавательной активности – в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. – Полани выделял явные и неявные компоненты. Последние осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное – как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. Неявное знание не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное (“из рук в руки”) обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт, согласно Полани, внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, личностно окрашен. Ввел в научный оборот понятие “научное сообщество”. В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Полани (Polanyi) Майкл (1891-1976) - британский философ, один из основателей постпозитивизма, выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии (затем - социальных наук) Манчестерского университета (с 1933). В главных сочинениях по философии и социологии науки: "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958), "Неуважение свободы" (1940), "Основания академической свободы" (1947), "Логика свободы" (1951), "Неявное знание" (1962), "Знание и бытие, эссе" (1969) и др. выступил в 1940-х с критикой основных принципов логического позитивизма, в 1950-х - разработал концепцию "неявного знания" (по Полани, "существуют вещи, о которых мы знаем, но не можем сказать"). Стремился конструктивно преодолеть идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания, неправомерно приравниваемого к объективности последнего. В структуре ориентировочной и познавательной активности - в сенсомоторных навыках, восприятии, использовании языка, методах диагностики и экспериментирования, актах научного творчества и т.д. - Полани выделял явные и неявные компоненты. Последние, по Полани, осваиваются человеком в практических действиях, в совместной научной работе и служат основанием его целенаправленной активности. В науке явное знание представлено как интерперсональное знание (в понятиях и теориях), неявное - как личностное знание, вплетенное в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. С точки зрения Полани, существуют "два типа знания, которые всегда совместно входят в процесс познания всеобъемлющей целостности. Это: 1. Познание объекта путем концентрации внимания на нем как целостности; 2. Познание объекта исходя из наших представлений о том, какой цели он служит в составе той целостности, частью которой он является. Последнее может быть названо неявным... Взаимоисключающий характер этих двух типов познания может быть выражен в терминах логической дизъюнкции". Неявное знание, согласно Полани, не допускает полной экспликации и транслируется через непосредственное ("из рук в руки") обучение мастерству научного поиска и личные контакты ученых. Научный опыт у Полани - внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, явно личностно окрашен. Полани ввел в научный оборот понятие "научное сообщество". В ряде работ подчеркивал необходимость определенных социокультурных условий для поддержания свободной научной коммуникации и сохранения научных традиций. А.А. Грицанов Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Полани (Polanyi) Майкл (1891-1976) - брит, ученый и философ, известный своими работами в области философии и социологии науки. Родился в Будапеште, изучал медицину и химию. В 1919 переехал в Германию, с 1923 работал в Институте физической химии в Берлине. После прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию, с 1933 - проф. физической химии, с 1948 - социальных наук в Манчестерском университете, с 1959 в Оксфорде, читал также лекции в США. В области химии Полани был одним из пионеров применения квантовой механики для расчета скоростей химических реакций. В 1930-е годы посещал СССР, дискутировал с Н. Бухариным по проблемам централизованного планирования науки, отстаивая свободу научных исследований. Полани принадлежит ряд оригинальных работ по философии и социологии науки, из которых наиболее известна книга «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958). Наряду с К. Поппером, С.Э. Тулмином, Т. Куном, Полани относят к родоначальникам постпозитивистской философии науки. Их объединяло критическое отношение к наследию Неопозитивизма, однако во многих аспектах их позиции весьма различны. Так, К. Поппер, разрабатывая концепцию критического рационализма, полемизировал не только с неопозитивизмом, но и с концепцией «личностного знания» Полани, обвиняя его в иррационализме. Само же название книги Полани полемически заострено против «критицизма» К. Поппера и его теории «объективного знания». Другие постпозитивисты оценивали позицию Полани как вполне рациональную, ибо ее основной пафос заключался в преодолении сомнительного идеала депереонифицированного представления научного знания, отождествляемого с его объективностью. Согласно Полани, в науке существует значительное и очень важное «неявное измерение», которое не артикулируется и не объективируется в учебниках и научных статьях. Его ядро составляет мастерство познавательной деятельности, приемам и тонкостям которого нельзя научиться по учебникам и другим текстам. Оно передается и осваивается лишь в непосредственном общении и совместной работе в лаборатории ученика и ученого-мастера. В результате люди, реально делающие науку, владеют большим запасом неявного знания, что отличает их от просто эрудитов. В своих работах Полани доказывал, что аналогичная ситуация характерна и для других видов мастерства - в искусстве, в ремесленной деятельности и т. п. В них также мы «знаем больше, чем можем сказать». Концепцию неявного, неартикулированного знания Полани применял к проблемам природы научного открытия, роли традиций и школ в науке. Он выступал против разграничения «контекста открытия» и «контекста обоснования» знания, дихотомии фактов и ценностей, подчеркивая роль личностных факторов в познании, воображения, страстной заинтересованности ученых в поиске научной истины. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 216. Сочинения: Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; Science, Faith and Society. L., 1946; The Logic of Liberty. L., 1951; The Tacit Dimension. L., 1966; Knowing and Being. L., 1969.
Полани (Polanyi) Майкл (12 марта 1891, Будапешт – 22 февраля 1976, Нортхемптон, Англия) – британский ученый, видный специалист в области физической химии, один из основоположников «исторического» направления в философии науки. Окончил медицинский факультет Будапештского университета, изучал физическую химию в Высшей технической школе в Карлсруэ (Германия). Работал в Институте химического волокна (1920), затем в Институте физической химии в Берлине (1923). Профессор Института Макса Планка (1926). С приходом к власти нацистов эмигрировал в Англию (1933). Профессор физической химии и социальных наук в Манчестерском университете. Член Мертон-колледжа в Оксфорде (1959), Общества Макса Планка (1949), иностранный член Американской Академии искусств и наук, член Международной Академии философии науки (1962), почетный доктор многих университетов мира. С 1930-х гг. Полани выступил с критикой тоталитаризма и его губительного влияния на культуру. В 1950-х гг. он сформулировал ряд принципиальных положений философии науки. Наука и другие виды человеческого познания, согласно Полани, обладают общностью, состоящей в принципиальной неустранимости субъекта из всех возможных реконструкций познавательных процессов. Тем самым философия науки Полани, примыкая своими идеями и методами к социологии познания, оказалась альтернативой как позитивизму, так и «критическому рационализму», т.е. наиболее влиятельным направлениям в философии науки 1960–70-х гг. Полани подверг критике основные положения позитивистов: программу «эмпирицизма», т.е. элиминации «теоретических» (не имеющих адекватного перевода в языке наблюдения) терминов из структуры научных теорий; индуктивизм и кумулятивизм как принципы логики научного познания и реконструкции истории науки; демаркационизм (утверждение о возможности проведения четкой разграничительной линии между наукой и философией). Вместе с тем Полани выступил против «эпистемологии без познающего субъекта» К.Поппера, т.е. против идеи о возможности логико-рациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторической, социальной его детерминации. Согласно Полани, факторы социокультурного контекста оказывают важнейшее воздействие не только на организацию научно-исследовательской работы ученых, но и на содержание научной деятельности. Для оценки научных теорий важнейшее значение имеет «неявное знание» (tacit knowledge), которое приобретается и осваивается только в непосредственном общении ученых. Это знание практически не выражается в явной форме – в виде описаний, диаграмм, инструкций или текстов в учебниках, оно всегда остается «за кулисами» той сцены, на которой происходят интеллектуальные дискуссии, но существенно воздействует на их содержание и характер. Такое представление о научном знании Полани и его последователи назвали «посткритическим рационализмом», что означало ориентацию на поиск более гибкого понимания научной рациональности, ориентированного на органическое единство культуры и ее интеллектуальных компонент. Рациональность научного познания не может быть сведена к некой формальной логике исследования и открытия, фактическое содержание научного знания и его логическая структура не тождественны. Научное познание не было бы возможным, если бы не существовала рациональность познаваемых объектов – внутренняя разумность мира. Но нельзя полагать, будто дедуктивные или индуктивные процедуры в достаточной мере позволяют раскрыть эту объективную рациональность. Научное познание позволяет соотнести последнюю с человеческим миром; в этом процессе участвуют интуиция, чувство красоты, продуктивное воображение. Получаемая в познавательных процессах информация всегда богаче той, которая проходит через сознание и может быть вербализована. Значения терминов определяются контекстом их употребления и, следовательно, всегда включают в себя «неявное знание»; понимание этих значений предполагает непосредственное включение субъекта в данный контекст. Семантические воззрения Полани были близки функциональным и контекстуальным теориям значения (Огден, Ричардс, Малиновский и др.). Важнейшим условием понимания Полани считает доверие тем концептуальным средствам познания, которыми располагает научное сообщество. Поэтому приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной элиты, авторитет которой в сознании субъекта непререкаем. Конфликты между авторитетными мнениями и изменения в фундаментальных убеждениях – нормальное условие научного роста, однако нельзя думать, что этот процесс может завершиться победой одного из соперничающих мнений, которое выдаст себя за истину в последней инстанции. Прогресс науки заключается не в движении к некоему универсальному «безличному» знанию, а в увеличении возможностей личного соучастия в познавательных процессах, расширении систем образования и профессиональной исследовательской деятельности. Такое понимание науки сближало концепцию Полани с идеями Л.Флека, Т.Куна, С.Тулмина, П.Фейерабенда и др. критиков традиционных концепций научной рациональности. В.П. Порус Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 267.
Полани (Polani) Мишель (1891- 1976) — английский философ, экономист, политик и эпистемолог, специалист по проблемам философии психологии. Биография. Получил медицинское образование в Будапештском университете. Во время Первой мировой войны служил офицером медицинской службы в Австро-Венгерской армии. С 1923 г. — приват-доцент Берлинского университета. Неприятие нацизма привело его в 1933 г. к решению принять предложение работать в Англии на кафедре физической химии в Манчестерском университете. В 1933—1948 гг. — профессор физической химии Манчестерского университета; с 1945 по 1958 г. — профессор социальных наук. Исследования. В 1916 г. создал теорию абсорбции газов на поверхности твердых тел, а параллельно создавалась альтернативная теория, которая в 1932 г. была отмечена Нобелевской премией по химии. Но через 5 лет выяснилось, что правильной была теория М. Полани. Этот случай биографии определил основную тему размышлений М. Полани. Такой темой стало противоречие между тем, что всякое знание является персональным, и тем, что движение науки определяется сообществами ученых. Это может привести к подавлению тех направлений, которые позже могут оказаться ценными, и поощрению бесполезных. С точки зрения М. Полани, нет оснований заявлять, что та или иная научная теория является истинной или что тот или иной предмет искусства представляет безусловную эстетическую ценность, так как невозможно доказать, что соответствующая позиция является единственно правильной. Но хотя и невозможно знать истину, можно быть убежденным, что знаешь. Все построения в науке, искусстве или религии в конечном счете основываются на убеждении. Подобная убежденность основывается главным образом на неявных знаниях. Так, например, начинающий студент-биолог, изучающий в микроскоп каплю крови в первый раз, увидит очень немного. Необходима практика, чтобы в этом образце увидеть клетки. Но при этом довольно трудно точно определить, что же такого должен узнать студент, чтобы различать типы клеток в том, что сначала казалось недифференцированной массой. Тем не менее это происходит в результате обучения, в значительной степени основанного на неявных знаниях. По мнению М. Полани, любая мысль содержит компоненты, которые мы плохо осознаем в основном контексте нашего мышления. На этой основе им была разработана теория научного исследования, восходящая к гештальтпсихологии. Основным стал тезис о том, что надо различать «фокальное», или осознанное, восприятие чело-века и вещей, с одной стороны, и «периферическое», или «инструментальное», знание — с другой. В таком периферическом знании отдельные элементы осознаются не сами по себе, а лишь посредством их вклада в постижение того предмета, на котором сосредоточено внимание. Введенное понятие «неявного знания» обозначило слой человеческого опыта, неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии. Это периферическое знание аналогично «краевому осознанию» ощущений, которые обусловлены находящимся в руке инструментом (например, молотком), которые возникают при забивании гвоздя и без которых невозможен весь этот процесс. Используемые «инструменты» (в том числе умение ездить на велосипеде или автомашине, владеть молотком или скальпелем и т. п.) становятся как бы продолжением человеческого тела и явно не осознаются. По мнению М. Полани, наука делается людьми, овладевшими соответствующими навыками и умениями познавательной деятельности, которые не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка. Это — неявное, или личностное, знание, оно соответствует наработанному ученым с годами практических исследований опыту экспериментирования, классификации, диагностики, использования теоретического аппарата. Подобное неявное знание не допускает полного выражения в учебниках, оно передается «из рук в руки» — в совместной лабораторной работе опытного ученого и его учеников, в личных контактах исследователей. С другой стороны, явно выраженное, артикулированное научное знание, в частности то, которое представлено в текстах научных статей и учебниках (т. е. оно существует в четких понятиях и операционализированных теориях), — это лишь малая часть знания. Такое знание существует как интерперсональное знание. При этом процесс построения научных утверждений имеет два уровня. Во-первых, это внутреннее, т. е. для себя, прочтение формирующегося текста, который определяется неявным контекстом скрытого знания, имеющего инструментальный характер «знания как», знания-умения, задаваемого в своей основе всей телесной организацией человека как живого существа. Во-вторых, это попытки артикуляции данного текста вовне, посредством языковой системы. В подобных попытках артикуляции остаются символически неартикулированными инструментальные знания, та личностная уверенность в истинности, которая выступает основой провозглашаемого ученым суждения. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 431-432. Сочинения: The Logic and Liberty. Routledge, 1951; Personal knowledge. Routledge, 1958; в рус. пер.: Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; Science, Faith and Society (2nd edn). Chicago University Press, 1964; The Tacit Dimension. Routledge, 1966; Logic and Psychology // American Psychologist. 1968, 23, 27-43; Knowing and Being. Routledge, 1969; Meaning. Chicago University Press, 1975 (with H. Prosch). Литература: Аршинов В. И. Полани // Современная западная философия: Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991; М. Полани // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:The Contenpt of Freedom: The Russian Experiment and After. L., 1940, Full Employment and Free Trade. L., 1945; Science, Faith and Society. L., 1946; The Logic of Liberty: Reflections and Rejoinders. L., 1951; The Study of Man. L., 1959; Beyond Nihilism. L., 1960; The Tacit Dimension. L., 1967; Knowing and Being. L., 1969; Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |