Подъячев Семён Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Подъячев Семён Павлович

1866-1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Семён Павлович Подъячев

Подъячев Семён Павлович [27.1(8.2).1866, д. Обольяново Московской губ.— 17.2.1934, там же] — прозаик.

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Год учился в череповецком техническом училище. Прошел разнообразную «школу жизни»: работал в Москве типографским наборщиком, сторожем на железной дороге, дворником, батрачил на помещика, разрабатывал торфяные топи, был послушником в монастыре, искал счастья в Петербурге, затем навсегда вернулся в родное Обольяново.

Юношеские литературные опыты были стихотворными. Дебют (рассказ «Осечка») состоялся в 1888. Первые серьезные произведения, носившие автобиографический характер,— очерки «Мытарства» (1902), «По этапу» (1903), повесть «Среди рабочих» (1904) — появились в журнале «РБ» и были отмечены В.Г.Короленко и М.Горьким. Ужасающие картины московского работного дома, нарисованные Подъячевым, вызвали широкий общественный резонанс. Дружеские отношения, возникшие с И.М.Касаткиным, В.Г.Короленко, М.Горьким, оказали большое влияние на становление писателя.

В своем творчестве Подъячев продолжил традиции демократической литературы 1860-х. Главная тема его произведений 1900-10-х — «У староверов» (1907), «Тьма» (1908), «Зло» (1909), «Семейное торжество» (1910), «Как Иван «провел время», «Жизнь и смерть» (оба — 1912), «Благодетель», «С новостями пришел» (оба — 1914), «На площадке вагона» (1915) — драма деревенской жизни, представленная «мытарствами» «раскрестьяненного» мужика. Своеобразие взгляда Подъячева обусловлено суровой трезвостью, с которой изображает он деградацию, ожесточение, рабскую забитость человека, находящегося во власти темного быта. В это время определяются основные особенности стиля Подъячева — богатство живого народного языка, своеобразный юмор, сказовая форма повествования, напряженный драматизм. Одно из наиболее значительных произведений этого периода — рассказ «Карьера Захара Федоровича Дрыкалина»(1915).

Духовный подъем первой русской революции пробудил у писателя надежду на «просветление», в произведениях «Разлад» (1908), «Забытые» (1909), «Из одной комнаты в другую» (1915), «За грибками, за ягодками» (1916) появляются герои-бунтари, питающие его веру в человека, акцентируется внимание на постепенном пробуждении социальной активности личности.

На события Первой мировой войны Подъячев отозвался рассказами «В трудное время», «Обыденное» (оба — 1914), «Дезертир» (1915), «За язык пропадаю» (1917).

Октябрьскую революцию Подъячев встретил с большим воодушевлением. Заведовал волостным отделом народного образования, возглавлял объединение крестьянских писателей, в 1918 стал членом Коммунистической партии. Рассказы Подъячева широко печатались в первые годы революции. В 1920 в серии «Красная книжка» были изданы многие его произведения. Рассказы Подъячева отличались беспощадным изображением забитой деревенской жизни; крестьянское упование на лучшее впереди Подъячев рисовал чаще всего умилительными, сентиментальными красками. Новые произведения Подъячева — «Нашел» (1921), «Новые полусапожки» (1922), «Приехали», «Два мира» (оба — 1923), «Папаша хрестный» (1924), «Письмо» (1925), «Бабий агроном» (1926), «Критик» (1928) — посвящены переменам, произошедшим в жизни деревни, сдвигам в крестьянском сознании. В произведениях 1920-х появляются не только образы лютых врагов новой жизни — «Семейный разлад» (1922), «Злобная тьма» (1923), «Комолая злоба» (1928), но и партийных «вельмож» — «Комиссар» (1923), «Сынок приехал» (1926), «Репетиция», «Отдыхающий», «Доходная статья» (все — 1927), «Сынок» (1928).

В 1929-32 по совету М.Горького работал над автобиографической книгой «Моя жизнь», ставшей наиболее значительным произведением Подъячева последних лет.

Н.А.Казакова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 82-83.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

ПСС: в 11 т. М.; Л., 1927-30;

Избранные произведения. М., 1951;

Избранное. М., 1955.

Литература:

Горький М. Семён Подъячев // СС. Т.24. М., 1953;

Короленко В.Г. О литературе. М., 1957;

Касторский С.В. Реалистическая проза. Горький и «Знание» // История русской литературы. Т.10. М.; Л., 1954;

Мелешков Н.М. Творчество С.П.Подъячева 1905-1917 гг. // Статьи об А.М.Горьком и литературе XX в. Горький, 1961;

Макина М.А. Семён Подъячев: Литературный портрет. М., 1981;

Котов А.К. Статьи о русских писателях. М., 1986.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС