Плотин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Плотин

205—270

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Плотин

Плотин (204/05-269) — античный философ, основатель неоплатонизма. Основной труд: «Эннеады». Его труды обобщил и систематизировал его ученик Порфирий, издав его 54 трактата в шести разделах, каждый из которых, в свою очередь, разделен на 9 частей («эннеады» — девятки).

Первоначалом всего сущего у Плотина является Единое, которое находится, по его выражению, «по ту сторону бытия... и сияет в своей сверхприродной благости». Поскольку Единое есть начало всего сущего, оно называется у мыслителя абсолютным Благом. Ничем не ограниченное, оно свободно изливается и излучает из собственной полноты вторую свою «ипостась» — Дух, Логос, который Плотин называет Нусом («Умом»), В Логосе уже есть бесконечное множество идей — первичных сущностей, первообразов, определяющих формы мира. Путем эманации (излияния, истечения, исхождения без видимых причин) от Логоса происходит третья «ипостась» — Душа, в которой находятся уже не «первообразы», но «подобия». Низшая часть

Души и есть наш мир, ощущаемый, видимый и постигаемый умом. Сфера истинного бытия доступна только человеку, его душе, которая является «сколком» единого, нужно только уметь вернуться к Единому, понять свою собственную природу.

Мир по своему происхождению божествен, но эта божественность ослабленная, уменьшенная, раздробленная. Мир стремится к Единому, но возвратиться к нему он может только сознательными усилиями человека. Возвращение к Единому требует от человека отстранения от собственной чувственности, требует формирования бескорыстного отношения к миру; перехода его мышления на уровень «диалектики идей»; любви к Прекрасному (Единому), состояния экстаза, «исхождения из себя», в процессе которого дух, возвращаясь к Единому, сливается с ним и уподобляется Божеству.

Система идеального универсума, выстроенная Плотином, стала связующим звеном между космологией Платона и философскими построениями Средневековья, Ренессанса; отголоски ее явственно слышатся в немецком романтизме, в философских системах Фихте, Шеллинга, Гегеля. В русской философии значительное влияние Плотин просматривается в философско-эстетической концепции А. Ф. Лосева.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 284.

Вернуться на главную страницу Плотина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС