Плеснер Хельмут
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Плеснер Хельмут

1892-1985

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хельмут Плеснер

Плеснер (Plessner) Гельмут (1892-1985) - немецкий философ, представитель философской антропологии. В 1910-1914 годы изучал медицину, зоологию, философию в немецких ун-тах. Его учителями были Э. Гуссерль и В. Виндельбанд. В 1920 году приват-доцент, с 1926 года проф. в ун-те Кельна. В 1933 был отстранен от преподавания за «неарийское происхождение», перебрался в Голландию. С 1946 по 1952 проф. ун-та в Гронингене, в 1952 году вернулся в Германию на кафедру социологии в Геттингенский ун-т, в 1960-1961 годы ректор этого ун-та. В 1962-1963 годы преподавал в Школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1963 поселился в Швейцарии, читал лекции в ун-те Цюриха. Основные труды: «Единство чувств» (1923), «Границы общности» (1924), «Ступени органического и человек» (1928), «Власть и человеческая природа», «Попытка философской антропологии с исторической точки зрения» (1931), «Смех и плач. Исследование границ человеческого поведения» (1941), «К антропологии зрелища» (1948), «Улыбка» (1950), «Опоздавшая нация» (1959), «Вопрос о conditio humana» (1961), «Эмансипация власти» (1962), «Антропология чувств» (1970), «По эту сторону утопии» (1974).

В первых работах Плеснера заметно влияние И. Канта, В. Дильтея, Э. Гуссерля. В «Единстве чувств» он соотносит телесные начала человека с определенными чувственными структурами в отдельных жанрах искусства. В ряде работ 1920-1930-х годов сформулированы социально-философские и политические идеи Плеснера. Он критикует невнимание к «публичности», характерное для немецкой общественной жизни, истоки которого видит в протестантском мировоззрении. Концепция власти Плеснера близка к «политической теологии» К. Шмитта. Параллельно Плеснер подходит к обоснованию проекта философской антропологии. Ключевым для него становится понятие жизни. Философия предстает как способ самопонимания жизни. «Философское» в каждой новой науке о человеке он определяет как результат «частичного пересечения» «всеохватывающей философии» и «всеохватывающей антропологии». Задача философской антропологии - выявление «базисной структуры» человеческого бытия. Вместе с тем она стремится постичь человека во всей его полноте и быть адекватной опыту его существования. Плеснер рассматривает человека и как природное существо, и как личность. При этом он отвергает как строго естественнонаучный, так и экзистенциалистский (Экзистенциализм) подходы как односторонние. Экзистенциализм, по его мнению, избегает проблемы телесности (Тело), которая не менее существенна для человека, чем субъективность. Естественные науки не могут своими методами выявить принципиальное отличие человеческой телесности от животной. Философская антропология Плеснера систематически изложена в работе «Ступени органического и человек», которая вышла в том же году, что и «Положение человека в космосе» М. Шелера, и на год позже «Бытия и времени» М. Хайдеггера, и надолго осталась в тени этих работ. В вопросе об условиях человеческого бытия Плеснер стремится отграничить живое от неживого, а затем рассматривает организацию живого. Ответ на первый вопрос он находит в понятии «границы»: в отличие от неорганических тел, органические соотносятся со своей окружающей средой через определенную «границу». Для характеристики живого Плеснер использует понятие «позициональности» как поля взаимодействий организма со средой. Плеснер различает растение, животное и человека в зависимости от соответствующей «позициональности». Растения организованы «открыто», они не имеют центральных органов. Животные организованы «центрично», они воспроизводят себя как систему органов, которая строится вокруг центра. Человек, по сравнению с растениями и животными, характеризуется «эксцентричной позициональностью», поскольку постоянно выходит за свои пределы и границы. Позиционируя, т.е. занимая позиции в мире согласно мере дистанцирования от природно-телесной реальности, человек, по Плеснеру, творит себя как личность. Отсюда принцип самосозидающего, открытого возможностям «непостижимого человека». «Эксцентричность» человека является основой для его «самосознания», оно позволяет человеку дистанцироваться от своего собственного существования. Анализ эксцентричности человека приводит к формулировке «трех антропологических законов»: «естественной искусственности», «опосредованной непосредственности» и «утопического местоположения». В соответствии с ними, мир открывается для человека как внешний мир, внутренний мир и «средний» (сопредельный) мир (Mitwelt), который разделяется на культуру, историю и общество. В работе «Власть и человеческая природа» Плеснер формулирует четвертый закон: «безосновность человека». По Плеснеру, человек «поставлен на ничто». В силу этого частные науки неспособны ухватить ускользающую суть человека, к этой задаче может подойти лишь философия, которая и есть мысль, стремящаяся размышлять о «ничто». Сама философия является беспочвенной, открытой, она представляет собой дерзание, риск.

В работе «Смех и плач» Плеснер развивает антропологическую концепцию, анализируя жесты, мимику, смех и плач как феномены, способные непосредственно передавать переживание. Смех и плач - варианты пограничных реакций, в них человек переходит границу в сторону телесности, в отличие от мимики и жестов как рациональных реакций, несущих определенное сообщение. Долгое время работы Плеснера были известны лишь в достаточно узких профессиональных кругах. После публикации собрания сочинений его начали рассматривать в качестве одного из значительных мыслителей 20 века, оказавшего, наряду с М. Шелером и А. Геленом, определяющее влияние на развитие философской антропологии. С 1999 года действует Общество Плеснера.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 215-216.

Сочинения: Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., 2004; Gesammelte Schriften. Bd. 1-10. Fr./M., 1980-1985.

Литература: Dietze С. Nachgeholtes Leben. Helmuth Plessner 1892-1985. Gottingen, 2006; Haucke K. Plessner zur Ein- fflhrung. Hamburg, 2000; Pietrowicz S. Helmuth Plessner. Genese und System seines philosophiseh-antropologischen Denkens. Freiburg, 1992.

Вернуться на главную страницу Плеснера

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС