Плеханов Георгий Валентинович |
|
1856 - 1918 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Георгий Валентинович Плеханов
Плеханов Георгий Валентинович (псевд. Н. Бельтов и др.) [29. 11(11. 12). 1856, с. Гудаловка, ныне Липецкой области,— 30. 5. 1918, Питкеярви около Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области; похоронен в Петрограде], русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Родился в мелкопоместной дворянской семье. Окончил военную гимназию в Воронеже. Осенью 1874 года поступил в петербургский Горный институт, из которого в 1876 году был вынужден уйти. С 1875 года вступил на путь активной революционной борьбы, первоначально участвовал в народническом движении, в Петербурге получил опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской демонстрации 1876 года в Петербурге, где выступил с обличительной речью против царского самодержавия; «ходил в народ». После раскола народнической организации «Земля и воля» (1879) — один из руководителей революционной народнической группы «Чёрный передел». С января 1880 года до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года жил в эмиграции (Швейцария, Франция, Италия и другие страны Западной Европы). В 1882—1883 годы у Плеханова сложилось марксистское мировоззрение; он стал убеждённым и решительным критиком идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России. В 1883 году в Женеве Плеханов создал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда» и был автором её программных документов. Плеханову принадлежат переводы работ К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии» (1882), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе» и др. Своими работами «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «Русский рабочий в революционном движении», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), на которой, по словам В. И. Ленина, «... воспитывалось целое поколение русских марксистов...» (ПСС, т. 19, с. 313, прим.), и др. Плеханов нанёс сильный удар по идеологии народничества. Плеханов установил тесные связи со многими представителями западно-европейского рабочего движения, активно участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания (1889), встречался и был близок с Энгельсом, который высоко ценил первые марксистские произведения Плеханова, одобрял деятельность группы «Освобождение труда». Весной 1895 года Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию Лениным; начались связи между группой «Освобождение труда» и марксистскими организациями России. Плеханов включился в борьбу против либерального народничества, «легального марксизма», «экономизма», разоблачил отступничество Э. Бернштейна от марксизма. Плехановская критика бернштейнианства сохраняет своё значение в борьбе с современным оппортунизмом. С 1900 года Плеханов принял участие в работе первой общероссийской марксистской газеты «Искра», вдохновителем и организатором которой был Ленин. Ленин внёс в представленный Плехановым проект программы партии существенные поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно марксистский проект Программы. На 2-м съезде РСДРП (1903) Плеханов занимал революционную позицию, вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против оппортунистов. Однако Плеханов не смог до конца освободиться от груза социал-демократической традиций партий 2-го Интернационала, не понял особенностей революционной борьбы в эпоху империализма и вскоре после 2-го съезда перешёл на сторону меньшевизма. Во время Революции 1905—1907 годов в России Плеханов занимал оппортунистическую позицию. Декабрьское вооруженное восстание московских рабочих в 1905 года Плеханов осуждал, говорил, что «ненужно было браться за оружие». В 1903—1917 годы в деятельности Плеханова, в его мировоззрении проявилось существенное противоречие: с одной стороны, Плеханов - меньшевик, сторонник тактического оппортунизма, выступал против ленинского курса на социалистическую революцию в России; с другой стороны, в философии Плеханов — воинствующий материалист-марксист, борющийся против буржуазной идеалистической философии, «... крупный теоретик, с громадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами антимарксизма,— человек, ошибки коего в тактике 1903—1907 годов не помешали ему в лихолетье 1908—1912 гг. воспевать „подполье" и разоблачать его врагов и противников...» (Л е-н и н В. И., там же, т. 48, с. 296). «... Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов» (там же, т. 17, с. 20). Однако меньшевизм Плеханова оказывал отрицательное влияние и на его философские работы (см. там же, т. 18, с. 377, прим.). В годы реакции Плеханов выступил как противник ликвидаторства, богостроительства, богоискательства, махизма. В годы 1-й мировой войны разделял социал-шовинистические взгляды. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года Плеханов вернулся в Россию. Возглавляя социал-демократическую группу «Единство» (созданную в 1914 году), он поддерживал буржуазное Временное правительство, его политику «войны до победного конца», выступал против большевиков, ленинского курса на социалистическую революцию в России. Отрицательно встретив Октябрьскую революцию 1917 года, Плеханов, однако, отказался поддержать контрреволюцию. Плеханов был крупным и ярким философом-марксистом, видным энциклопедически образованным учёным, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма, блестящим публицистом. Литературное наследие Плеханова по инициативе Ленина стало предметом глубокого исследования. По решению Советского правительства были изданы сочинения Плеханова в 20-х годах; его библиотека и архив, находившиеся за границей, собраны и перевезены в Ленинград, в созданный Дом Плеханова (в составе Государственной библиотеки им. Μ. Ε. Салтыкова-Щедрина). Предпринято издание «Литературного наследия Г. В. Плеханова» (продолжается под названием «Философско-литературное наследие»). Роль Плеханова в истории марксизма, его философии определена Лениным: «... н е л ь з я стать сознательным, н а с т о я щ и м коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» (там же, т. 42, с. 290); статьи Плеханова по философии должны войти в «... серию обязательных учебников коммунизма» (там же, прим.). Ленин особенно высоко ценил марксистские философские произведения, написанные Плехановым в 1883—1903 годы. В трудах «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», «Н. Г. Чернышевский» и других Плеханов выступил как воинствующий материалист-диалектик, подвергнув критике как предшествующие марксизму идеалистические и метафизические учения, так и буржуазные и мелкобуржуазные философские и социологические концепции (неокантианство, позитивизм, субъективную социологию народников и анархистов и т. д.). Борясь против ревизионистских попыток «обновления» марксизма, Плеханов доказывал, что «появление материалистической философии Маркса — это подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли» (Избранные философские произв., т. 2, 1956, с. 450), что «... все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой..., вследствие этого нельзя но произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания» (там же, т. 3, 1957, с. 198). Он подчёркивал, что только диалектический и исторический материализм представляет собой философско-теоретический фундамент научного социализма. «Диалектический материализм есть философия действия»,— говорил II. (Соч., т. 7, 1925, с. 245). Плеханов, называя материалистическую диалектику алгеброй революции, подчёркивал огромную роль революционной теории в преобразовании общества. «Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова...»,— писал Плеханов (там же, т. 2, 1925, с. 71). Плеханов раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями философской и общественной мысли прошлого, высоко оценивал роль диалектики Гегеля. Материализм для Плеханова — продукт длительного развития, связанного с социальными битвами и прогрессом науки. Критикуя идеализм и агностицизм Канта и неокантианцев, Плеханов подчёркивал познаваемость мира, хотя у него и были отдельные неточные формулировки по этому вопросу (например некритическое отношение к «иероглифов теории» и др.). В работах, направленных против махистского поветрия и религиозных исканий в России, Плеханов писал, что «... махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет „естествознания XX века"» (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 261). Однако Плеханов не раскрыл связи махизма, неокантианства и других идеалистических течений с кризисом в новейшей физике, не обратил внимания на революцию в естествознании, не разрабатывал коренных проблем диалектики как науки, логики и теории познания (см. В. И. Ленин. ПСС, т. 29). Плеханов применял диалектический метод главным образом к познанию общественной жизни. Из диалектики Плеханов делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции. Анализируя историю учений об обществе, Плеханов на большом историческом материале доказывал, что только диалектический материализм раскрывает закономерный характер общественно-исторического процесса (см. «Лит. наследие Г. В. П.», сб. 5, 1938, с. 4—5). С точки зрения Плеханова марксистский социологический анализ создаёт основу научного предвидения главных направлений общественного развития (см. Избр. филос. произв., т. 3, с. 50). П. творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические и волюнтаристские «концепции о героях — делателях истории», доказывая, что «... народ, вся нация должна быть героем истории» (Соч., т. 8, 1923, с. 11). Он дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и др. форм идеология, надстройки, критиковал вульгарно-материалистической, метафизической теории (А. А. Богданова и др.), игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии. «Экономика почти никогда не торжествует сама собою ..., а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений» (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 216). Его трёхтомная работа «История русской общественной мысли» — сводный обобщающий марксистский труд, который охватывает историю общественной мысли с древнейших времён до конца 18 века. Плеханов дал глубокий анализ социально-экономических, философских и эстетических взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, Плеханов показал, что вся история русской революционной мысли — это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и её предшественниками — революционерами 60—70-х годов. Он положил начало изучению истории русского рабочего движения; в этой незаконченной работе были ошибки, но она содержит много ценного материала и интересных выводов. Являясь преемником и продолжателем традиций материалистической эстетики Белинского, Чернышевского, Добролюбова и др., Плеханов писал, что «... отныне критика (точнее, научная теория эстетики) в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории» (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 312). Исходя из этого, Плеханов рассмотрел многие проблемы эстетического отражения действительности, истории искусства и эстетической мысли. Он впервые в марксистской литературе подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывал, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности общества, человека. Искусство представляет собой специфическую, образную форму отражения общественного бытия людей в сознании представителей тех или иных классов общества. В оценке произведения искусства критерий идейности, жизненной правды должен сочетаться с критерием художественности. Плеханов остро критиковал буржуазное искусство. Несмотря на отдельные ошибочные положения работ Плеханова по эстетике (односторонняя оценка произведения М. Горького «Мать», схематическое разграничение Л. Н. Толстого как мыслителя и как художника и т. д.), эти работы в целом сохраняют своё значение в современной борьбе за реализм и идейность искусства. Плеханов внёс крупный вклад в марксистскую историю философии и общественной мысли. Плеханов подверг критике идеалистическую концепцию «филиации идей» (т. е. их самопроизвольного развития) в истории философии и общественной мысли, доказывая, что эта история в конечном счёте обусловлена поступательным движением общественной жизни, борьбой классов, связана с развитием науки и искусства. Плеханов показал, что нет автоматического соответствия между философскими и социально-политическими воззрениями одного и того же мыслителя. Плеханов дал критику вульгарно-материалистических и нигилистических извращений философского наследия, попыток вывести все неверные взгляды и заблуждения из классово-корыстных интересов мыслителей (см. там же, т. 1, 1956, с. 651 и т. 3, с. 322). Критикуя объективистскую концепцию нем. историка философии Ф. Ибервега, П. сформулировал некоторые методологические требования историко-философского исследования: выяснение зависимости философских идей от социального развития; раскрытие зависимости развития философии от естествознания, литературы и искусства, общественных наук, оказывающих влияние на философские идеи, и главным образом от социального развития на различных этапах истории; выяснение неравномерности социально-исторического развития на различных ступенях истории, его особенностей в различных странах, что в одних случаях вызывало борьбу науки и религии, в других — временное их «примирение». Плеханов отстаивал, продолжал и развивал материалистические, атеистические традиции в философии, революционной и просветительской традиции русской и западноевропейской общественной мысли. Ленин связывал с именем Плеханова, как и с именем Чернышевского, «солидную материалистическую традицию в России». М. Т. Иовчук. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения, т. 1—24, М.—Л., 1923—27; Лит. наследие Г, В. П., сб. 1—8, М., 1934—40; Группа «Освобождение труда», сб. 1—6, М.— Л., 1924—28; Избр. филос. произведения, т. 1—5, М., 1956—58; Каталог библиотеки Г. В. П., в. 1—4, Л., 1965; Философско-лит. наследие Г. В. П., т. 1—3, М., 1973—74; Об атеизме и религии в истории общества и культуры, М., 1978. Литература: К. Маркс, Ф. Энгельс и революц. Россия, М., 1967; Л е-н и н В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, с. 471—74); Ф о м и н а В. А., Филос. наследие Г. В. П., М., 1956; М и т и н М. Б., История, роль Г. В. П. в рус. и междунар. рабочем движении, М., 1957; И о в ч у к М. Т., Г. В. П. и его труды по истории философии, М., 1960; Чагин Б. А., Г. В. П. и его роль в развитии марксистской философии, М.— Л., 1963; Николаев И. А., Эстетика и лит. теории Г. В. П., М., 1968; Чагин Б. А., Курбатова И. Н., П., М., 1973; Ч а-г и н Б. А., Разработка Г. В. П. общесоциологич. теории марксизма, Л., 1977; И о в ч у к М. Т., Курбатова И. Н. П., М., 1977. Вернуться на главную страницу Г.Плеханова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |