Плеханов Георгий Валентинович |
|
1856 - 1918 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Георгий Валентинович Плеханов
Плеханов Георгий Валентинович (29.11(11.12).1856, с. Гудаловка Липецкого у. Тамбовской губ. - 30.05.1918, Питкеярви, Финляндия) - философ, публицист, первый теоретик и пропагандист марксизма в России. В 1874— 1876 годы учился в Петербургском горном институте; с 1875 года - участник революционного народнического движения: сначала состоял в обществе «Земля и воля», после его раскола в 1879 году - один из организаторов группы «Черный передел». Под сильным влиянием сочинений М. А. Бакунина у Плеханова сформировалось «великое уважение к материалистическому объяснению истории»; бакунинская интерпретация материалистического понимания истории в духе экономического материализма в дальнейшем в значительной степени предопределила специфическое для Плеханова понимание марксизма. В 1883 году Плеханов создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда»; в 80-90-х годах XIX века Плеханов переводил на русский язык труды Маркса и Энгельса, опубликовал ряд работ, направленных против идеологии народничества («Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.). С момента основания II Интернационала (1889) Плеханов активно участвует в его деятельности. В 1900-1903 годы Плеханов и его единомышленники совместно с Лениным участвуют в издании общероссийской социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря». Плеханов - основной автор Программы РСДРП, принятой на ее II съезде (1903). Особое место Плеханова в российском социал-демократическом движении определялось его своеобразной «внефракционностью», в соответствии с которой он, оставаясь верным своим взглядам эпохи группы «Освобождение труда», не хотел примыкать ни к меньшевикам, ни к большевикам, то поддерживал, то критиковал тех и других, хотя чаще оказывался на стороне меньшевиков. Радикально отличался Плеханов от других вождей российской социал-демократии также своей теоретической позицией, для которой характерны примат теории над практикой, апелляция к методу, а не к результату, ориентация на общие руководящие принципы, а не на конкретные проекты социал-демократии, он претендовал и на статус главного философа. Примкнув к марксизму, когда многие сочинения Маркса и Энгельса оставались еще не известными, Плеханов предпринял попытку изложения и популяризации марксистской философии в контексте всемирной истории философии, включив марксизм в традицию истории материализма (основными вехами, предшествовавшими марксистскому материализму, Плеханов полагал философию Б. Спинозы, французский материализм XVIII века и материализм Л. Фейербаха) и истории диалектического идеализма (в первую очередь взгляды Гегеля). Но Плеханов не ограничился систематизацией, изложением и популяризацией философских идей Маркса и Энгельса, по сути, он сформулировал самостоятельную (философскую концепцию, расходившуюся с философскими посылками основоположников марксизма. Плеханов согласился с А. Лабриолой, который считал, что философия, поскольку она отличается от теологии, занимается теми же задачами, что и наука, при этом она или стремится опередить науку, предлагая свои гадательные решения, или резюмирует и подвергает дальнейшей логической обработке решения, найденные наукой. Таким образом, философия «ведет» за собой естественные и общественные науки, освобождая их от противоречий; в будущем точные науки настолько встанут на ноги, что гипотезы философии сделаются бесполезными, но до тех пор наука и философия занимаются одним и тем же предметом, хотя и на разном уровне: философия доходит до сущности вещей, изучает мир как целое, а науки изучают этот мир по частям. Марксистская философия представляет собой, по Плеханову, систему синтетических идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, синтез познанного бытия данной эпохи. Основные составные ее части: диалектика как метод и универсальная теория развития («душа» системы), философия природы и философия истории. Единственно сущее в мире - материя-субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Отсюда философия Плеханова - философия объективного, «философия субстанции» по преимуществу. Постулаты о материальном бытии, природе, объекте являются исходными для развертывания философской системы: материя-субстанция (не чурался Плеханов и тезиса о мире как совокупности «вещей в себе») имеет объективное существование, существует вне и независимо от сознания человека и является источником ощущений как исходных и главных орудий познания. Принцип «все течет, все изменяется» - основной закон всего существующего; мир не просто изменяется, но изменяется закономерно, поступательно; законы движения мира суть законы диалектики. Главная задача философии - решение вопроса об отношении духа к природе, мышления к бытию, субъекта к объекту. Не тождество субъекта и объекта (как у Гегеля), не их разорванность (как у Канта), не чистый феноменализм, растворяющий объект в субъекте (как у Фихте), а единство субъекта и объекта в духе материалистического монизма (по Плеханову, правильно поставил проблему «субъект-объект» Спиноза, а разрешил се Фейербах в своем учении о «я» и «ты») - вот опорные пункты, приведшие Плеханова к выводу о том, что гносеология Маркса есть, по существу, гносеология Фейербаха, исключая некоторые сравнительно несущественные пункты, не удовлетворявшие Маркса. В сфере гносеологической Плеханов поглощен в основном вопросом о воздействии объекта на субъект, ролью форм живого созерцания при недоооценке форм абстрактного мышления; на втором плане оставались проблемы субъективной диалектики, вопрос об активной роли познающего субъекта; не принимая фактически принцип отражения, Плеханов противопоставлял ему теорию иероглифов. Во взглядах на историческое развитие Плеханов исходил из мысли о том, что учение Маркса об обществе является материалистической философией истории. Не в природе человека, не в имманентных законах мирового духа видел Плеханов объяснение истории, а в развитии производительных сил, в степени власти человека над природой. Хотя Плеханов апеллировал к развитию классового сознания, занимался проблематикой относительной самостоятельности идеологии, связью идеологии с психологией, отстаивал концепцию социалистической рабочей партии как сознательной выразительницы потребностей объективного общественного развития, в философии истории он отдал дань объективизму и созерцательности, экономическому материализму, преклонению перед «стихийным ходом вещей». С позиций своей философии объективного Плеханов бескомпромиссно, часто вульгарно-материалистически и весьма нигилистически критиковал неокантианство, махизм, русскую этико-социологическую школу. Ленина Плеханов не считал выдающимся теоретиком потому, в первую очередь, что усматривал у него философский субъективизм, отвергая его концепцию внесения сознания в рабочее движение извне, что представляет, по мнению Плеханова, новое издание теории героев и толпы. Один из центральных вопросов исторического развития, но Плеханову, - вопрос об отношении России к Востоку и Западу. Ему отнюдь не чуждо «осмысленное западничество», с позиций которого он обличает «восточный деспотизм» и «азиатчину», особенно всемогущество деспотического государства восточного типа, при котором свобода личности превращается в фикцию. Единственную альтернативу «восточному деспотизму» Плеханов видит в капитализме. «Капитализм плох, но деспотизм еще хуже. Капитализм развивает в человеке зверя; деспотизм делает из человека вьючное животное. Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку, деспотизм убивает науку и литературу, а стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей» (Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973. Т. 1. С. 38). Плеханов – крупный марксистский теоретик искусства и литературный критик. 8 этой сфере он тяготел к «объективной эстетике», в которой выявление и объяснение генезиса литературного произведения, его обусловленности теми или иными общественными, историческими обстоятельствами выдвигались на первый план. Собственно эстетический анализ («эстетические суждения») ставились им на второй план. Суждения критика под углом зрения должного, оценку с точки зрения определенных идеалов Плеханов полагал неуместными. В объективистских тенденциях философии Плеханова заключена и его слабость, и его сила. Отталкиваясь от своих оценок европейской и российской действительности, Плеханов с сожалением соглашался с Э. Бернштейном в том, что на близкое осуществление социалистического идеала рассчитывать нельзя, ибо русская история еще не смолола той муки, из которой будет испечен пшеничный пирог социализма. Первоочередным вопросом в России, полагал Плеханов, является развитие производительных сил на капиталистической основе. В. Ф. Пустарнаков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 478-480. Сочинения: Соч. М; Л. , 1923-1927. Т. 1-24; Литературное наследие Г. В. Плеханова. М, 1934-1940. Сб. 1-8; Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956-1958; Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973-1974. Т. 1-3. Литература: Ваганян В. А. Г. В. Плеханов. М., 1924;Вольфсон С. Я. Плеханов. Минск, 1924; Фомина В. А. Философское наследие Г. В. Плеханова. М., 1956; Чагин Б. А. Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии. М.; Л., 1963; Николаев П. А Эстетика и литературные теории Г. В. Плеханова. М., 1968; Пустарнаков В. Ф. «Капитал» и философская школа Г. В. Плеханова // Пустарнаков В. Ф. «Капитал» К. Маркса и философская мысль в России. М., 1974;Лившиц М. А. Г. В. Плеханов. М., 1983; Шашков Н. И. Этические воззрения 1". В. Плеханова Кишинев, 1987;БережанскийА. С. Г. В. Плеханов: от народничества к марксизму. Воронеж, 1990; Коротаев Ф. С. Г В. Плеханов. Человек и политик, Пермь, 1992; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 537-548; Розенталь М. М. Вопросы эстетики Плеханова. М., 2010; Petrovic G. Filozofski progledi G. V. Plehanova. Zagreb, 1957; Gaveing M. George Plekhanov, philosophe militant // La Pensee 1958. N 79; Baron S Plekhanov. The father of Russian marxism. Stanford, 1963; Jena D. Georgi Walentinowitsch Plechanow. Hislorisch-politische Biographie В., 1989; Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин). М., 2013 (имеется библ.). Вернуться на главную страницу Г.Плеханова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |