Пифагор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пифагор

VI в. до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пифагор Самосский

 

Пифагор (Πυίαγόρας) с острова Самос (2-я пол. 6 в.— нач. 5 в, до н. э.), древнегреческий философ, религиозно-нравственных реформатор. Подлинных сочинений Пифагора у нас нет и согласно надёжной античной традиции никогда не существовало. Фрагменты многочисленных фальсификаций собраны в книге: H. Theslefi (ed), The Pythagorean texts of the Hellenistic period, 1965, p. 155—86. Помимо огромного количества разрозненных косвенных свидетельств сохранились 4 позднеантичных биографии: Диогена Лаэртия и «Жизнь Пифагор» Порфирия (обе в рус. пер. М. Л. Гаспарова — «Диоген Лаэртский», 1979, с. 332—46, 449—61), «О пифагорейской жизни» Ямвлиха и анонимная «Жизнь Пифагор», законспектированная Фотием (Thesleff, op. cit., p. 237 sq.). В значительной мере они основаны на неопифагорейских биографиях Пифагора, принадлежащих Аполлонию Тианскому и Никомаху из Герасы, фантастическом романе Антония Диогена, сочинениях Александра Полигистора, «Жизни Пифагор» Неанфа из Кизика и др., и вместе с ними составляют корпус так называемой «поздней», или «вторичной», литературы о Пифагоре, которая частично может быть возведена к «первичной» (т. е. основанной непосредственно на устном предании последних пифагорейцев) литературе 4 века до н. э.— перипатетикам Аристоксену, Дикеарху, Гераклиду Понтийскому, утраченному сочинению Аристотеля (?) о пифагорейцах и сицилийскому историку Тимею. Остатки этой «первичной» литературы вместе с некоторыми более ранними свидетельствами (Ксенофана, Гераклита, Эмпедокла, Иона из Хиоса, Геродота, Исократа, Платона) образуют ядро наиболее достоверных свидетельств о жизни и учении Пифагора; они собраны в главе «Пифагор» в издании DK и у М. Тимпанаро Кардини (см. в ст. Пифагореизм) и дополнены в приложении к книге: С. J. Vogel de, Pythagoras and early Pythagoreanism: An interpretation of neglected evidence on the philosopher Pythagoras, 1966. Однако даже самые ранние источники полны противоречий, а обычные критерии исторической достоверности подчас неприложимы, так как рано сложившаяся легенда о Пифагоре-чудотворце воспроизводит историческую атмосферу, окружавшую «Гиперборейского Аполлона» (так кротонцы величали Пифагора) при жизни, тогда как рационалистические версии (например, у Аристоксена) оказываются поздними конструкциями.

Биографическая канва: родился на острове Самос (около 570 года до н. э., согласно Апиллодору), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра (биографическая традиция настаивает также на близости к Ферекиду из Сироса, мистико-аллегорическая космология которого конгениальна Пифагору) и совершил путешествие на Восток, в том числе в Египет и Вавилон, познакомившись с древне-восточной математикой и астрономией и изучая негреческие религиозно-культовые традиции; около 532 года (опорная дата уже для Аполлодора) под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Южная Италия), где основал религиозно-философское братство с ритуализованным уставом и общностью имущества (согласно Тимею), взявшее власть в Кротоне и распространившее политическое влияние по всей Южной Италии. В результате антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, вероятно, около 497/496 года до н. э.

Секретность, отсутствие письменных фиксации до Филолая и абсолютный авторитет Пифагора (сравните вошедшие в пословицу αυτός εφα — «Сам сказал») в сочетании с требованием приписывать учителю все открытия учеников делают реконструкцию первоначального учения Пифагора и ранней эволюции пифагореизма одной из самых сложных проблем истории античной философии. Надёжно засвидетельствованы: учение о бессмертии души (псюхе), о метемпсихозе в сочетании с «памятью предков» (Пифагор «помнил» свои 4 прежние инкарнации — 14, test. 8; зачаток платонической теории анамнесиса) и родстве всех живых существ (сравните культовую реформу — переход на бескровные жертвы); требование «очищения» (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой — для тела — через вегетарианство, для души — через познание музыкально-числовой структуры космоса (см. Гармония сфер), символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), т. е. сумме первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: R o s t a g n i Α., Ιl verbo di Pitagora, Torino, 1924; Burkert W., Weisheit und Wissenschaft. Studien zu Pythagoras. Philolaos und Platon, Nürnberg, 1962, англ. пер.— Lore and science in ancient Pytbagoreanism, Camb. (Mass.), 1972 (библ.); Fritz K. v., Pythagoras, в кн.: RE, Hlbbfl 47,1963,col. 171 — 209 (библ.); Philip J. A., Pythagoras and early Pythago-reanism, Toronto, 1966; Guthrie W. K. C., A history of Greek philosophy, v. 1, Camb., 1971, p. 146 sq.; G o r in a n P., Pythagoras, A life, L., 1979. А. В. Лебедев.


Вернуться на главную страницу Пифагора

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС