Петрици Иоанэ |
|
XI-XII вв. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иоанэ ПетрициИоанэ Петрици (11—12 вв.), грузинский философ, представитель неоплатонизма. Деятельность Иоанэ Петрици протекала вначале в Константинополе, где он был связан с философским кружком Иоанна Итала, затем в Петрицоне (Бачково) — центре просвещения груз, молодёжи, созданном в Болгарии, и завершилась на родине — в Гелатской академии, положившей начало грузинскому философскому Ренессансу. Перевёл на грузинский язык «Начала теологии» Прокла, «О природе человека» Немесия Эмесского, «Топику» и «Об истолковании» Аристотеля (последние два перевода до нас не дошли). Идеи Прокла определили философские воззрения Иоанэ Петрици, изложенные им в «Рассмотрении платоновской философии и Прокла Диадоха» (издана 1942). Оказал значительное влияние на дальнейшее развитие грузинской философии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Петрици Иоанэ (2-я половина 11 в. — 1-я треть 12 в.) — грузинский философ, представитель неоплатонизгма. Перевел на грузинский язык сочинения «О природе человека» Немесия Эмесского и «Первоосновы теологии» Прокла. Обширные комментарии Петрици на это сочинение Прокла, нацеленные на создание новой философской теории, соответствующей духовным запросам времени, явились началом Ренессансной культуры в Грузии. Петрици отождествил «единое» Прокла как тождество противоположностей, абсолютное добро и трансцендентный источник всего сущего с христианским богом, превратив последнего, в сущности, в философскую категорию первопричины. «Единое» по необходимости излучает космос как иерархию ступеней бытия, представляющих собой убывающую силу добра по мере отдаленности от источника. Последняя ступень эманации — материя, хотя и называется Петрици бесформенным и небытием, но все же, по его мнению, носит в себе следы «единого». Петрици предложил неоплатоническую редакцию перевода Библии. Строгий монизм добра и понимание смысла жизни человека, защищаемые Петрици, стали господствующими в грузинской культуре, как церковной, так и светской, и обусловили ее развитие в духе идей Ренессанса. Будучи продолжателем Византийского Ренессанса 11 века, Петрици явился отдаленным предшественником флорентийских философов 15 века, где неоплатонизм снова стал философской основой гуманизма. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 340-341.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Литература:Нуцубидзе Ш., История груз, философии, Тб., 1960.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |