Петражицкий Лев Иосифович |
|
1867-1931 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лев Иосифович Петражицкий
Петражицкий Лев Иосифович [13(25).4,1867, Коллонтаево Витебской губ., — 15.5.1931, Варшава], социолог и правовед, основатель психологической школы права. По национальности поляк. В 1898—1918 руководил кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петербургском университете; с 1918 года — кафедрой социологии Варшавского университета. Философские основы концепции Петражицкого близки эмпириокритицизму и имманентной школе. По Петражицкому, реально существуют лишь психические процессы, остальные социально-исторические образования суть их внешние проекции — «эмоциональные фантазмы». В то же время, классифицируя науки по видам высказываний (по Петражицкому, суждения о сущем составляют основу наук теоретических, а суждения о должном — практических), Петражицкий склонялся к неокантианству, Петражицкий полагал, что науки о хозяйстве, праве, государстве, нравственности должны опираться на анализ психических явлений. Считая неудовлетворительным деление психических явлений на познание, чувство и волю (где первые два феномена — пассивны, а третий активен), Петражицкий ввёл понятие эмоций, носящих якобы двусторонний, активно-пассивный характер (например, переживания голода, жажды и т. п.). Эмоции, по Петражицкому,— «истинные мотивы, двигатели» человеческого поведения. Среди различных эмоций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т. е. обязательны, правовые — императивно-атрибутивны, обладают обязательно-притязательным свойством: не только какое-либо лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязанностей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «свободного» труда и конкуренции — следствия и продукты «прогресса народной психики». Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, которое Петражицкий разделяет на интуитивное и позитивное. Отсюда вытекает особое значение так называемой политики права, призванной очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага. Именно политика права может и должна сознательно вести человечество вперёд в том направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Государство (как и все другие общественные отношения, включая собственность) служит, по Петражицкому, праву (т. е. общему благу), обеспечивает осуществление определенной системы правовых норм и изменяется в соответствии с её потребностями. Психологическая концепция Петражицкого не объясняет ни происхождения эмоций, ни конечных причин их эволюции; ей присущи внеклассовый подход к социальным отношениям, абстрактность и антимарксистская направленность. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Очерни философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах человеческих поступков, СПБ, 1904; Университет и наука, т. 1—2, СПБ, 1907; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, СПБ, 19083; Теория права и гос-ва в связи с теорией нравственности, т. 1—2, СПБ, 1909—102; Die Fruchtver-theilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten, B., 1892; Die Lehre vom Einkommen, Bd l—Ϊ, B., 1S93—95; O ideale spolecz-nym i odrodieniu prawa naturalm-go, Wars·/,., 1925. Литература: Социологическая мысль в России, Л., 1978; pssowska M,, Norma prawna l norma moralna u Petrazyckiego, Warsz., 1959; K o W a l s k i J., Psychologicziia teoria prawa i panstwa Leona Petrazyckiego, Warsz., 1963. Вернуться на главную страницу Петражицкого
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |