Петрашевский Михаил Васильевич |
|
1821-1866 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Васильевич Петрашевский
Петрашевский Михаил Васильевич (полн. фам. Буташевич-Петрашевский) [1(13) ноября 1821, Петербург – 7(19) декабря 1866, с. Вельское Енисейского округа] – русский публицист, философ. В 1840–1841 годы учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1841 года служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1845–1849 годы руководил собраниями, на которых обсуждались общественные и философские проблемы; посетители этих собраний вошли в историю как петрашевцы. Петрашевский был автором статей и редактором «Карманного словаря иностранных слов». В книге, призванной служить сугубо прикладным целям, ему удалось рассказать о многих положениях социализма и философского материализма. Вместе с другими участниками собраний в 1849 году был арестован, приговорен к расстрелу, замененному на эшафоте бессрочной каторгой. В 1856 году переведен на поселение. За политические протесты вновь арестовывался и ссылался во все более глухие места Сибири. А.Д. Сухов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 228-229. Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич (1821 — 1866) — русский мыслитель, лидер социалистического кружка петрашевцев. До середины 40-х гг. выступал за прогрессивные общественные преобразования в духе просветительства, позднее возлагал главные надежды на радикальную социалистическую пропаганду в широких слоях общества, в т. ч. среди городских низов. Переход его на материалистические позиции отмечен опубликованием 2-го выпуска «Карманного словаря иностранных слов» (1846), основным автором которого он являлся. Подобно Фейербаху, он исходил из антропологического принципа, который в его истолковании вел к обоснованию политической активности, к отрицанию «общественного быта» николаевской России. Петрашевский испытал влияние утопического социализма Фурье. Определяя социализм как общественное устройство, согласное с «потребностями природы человеческой», Петрашевский указывал, что их развитие возможно лишь при условии свободы политической и социальной, «только после революции». В 1849 вместе с другими членами кружка петрашевцев был арестован, приговорен к смертной казни, замененной затем бессрочной каторгой. Отбывал каторгу в Восточной Сибири, где и умер. Петрашевский оказал значительное влияние на развитие утопического социализма в России. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 339-340.
Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич (1821, Петербург- 1866, с.Бельское Енисейского округа) - утопический социалист. Род. в семье известного хирурга, лечившего крупных деятелей России. Крестником Петрашевского был Александр I. В 1832--1839 учился в Царскосельском лицее. Несмотря на хорошие успехи, из-за эксцентричности и постоянных столкновений с начальством был выпущен с самым низким чином 14-го класса. В 1840 поступил на службу переводчиком в Министерство иностранных дел и одновременно - на юридический ф-т Петербург, ун-та, получив в 1841 диплом кандидата. Отсутствие понимания в семье, житейский кризис во многом повлияли на его жизненный путь: "Не находя ничего достойным своей привязанности- ни из женщин, ни из мужчин, я обрек себя на служение человечеству". Имея многочисленных знакомых во всех слоях общества, с 1845 стал собирать их на свои "пятницы". Убежденный последователь французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Петрашевский пытался пропагандировать его идеи. Разрабатывал программы освобождения крестьян с землей, размышлял об образовании, организации республиканского государства, юридических новшествах. Принял деятельное участие в подготовке "Карманного словаря иностранных слов" Н. Кириллова, распространяя в такой форме соц. учение. Свою деятельность Петрашевский считал абсолютно легальной. В его кружок входили студенты, преподаватели, офицеры, литераторы, чиновники, художники и др. Дело Петрашевского было создано провокаторской деятельностью полицейских чинов, сделавших на раскрытии "крамолы" карьеру. В 1849 Петрашевский и ок. 40 чел. были арестованы. Во время следствия более 250 чел. привлекались поэтому делу, но смогли установить лишь "заговор идей". Это не помешало приговорить 21 чел. к смертной казни. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. В 1856 вышел на поселение и жил в Иркутске, сотрудничая в местных газетах и давая уроки. Безрезультатно добивался пересмотра приговора и восстановления своих прав. Из-за конфликтов с местным начальством пересылался с места на место. Завещал треть своего имущества последователю Ш. Фурье В. Консидерану для основания фаланстера - огромного дворца, где единомышленники смогут совместно жить и трудиться. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997. Петрашевский (Буташевич-Петрашевский), Михаил Васильевич (1.XI.1821 - 7.XII.1866) - русский революционер. Сын врача. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1839) и юридический факультет Петербургского университета (1841). Служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. В 1844-1846 годы занимался составлением и редактированием Карманного словаря иностранных слов. В 1845-1849 годы собирал у себя постоянные «пятницы», получившие широкую известность в Петербурге. Имел многочисленные связи в разных кругах и организовал умелую пропаганду передовых идей. Посетители Петрашевского пользовались богатой библиотекой запрещенных книг для знакомства с материалистической философией, теориями утопического социализма и историей революционных движений. Петрашевский признавал себя социалистом, сторонником Ш. Фурье. Выступал за демократизацию России, уничтожение крепостничества и самодержавия, стоял за республиканский строй и освобождение крестьян с землей. Понимая неизбежность народной революции для коренной перестройки общества, считал необходимой длительную подготовку масс в России к революционной борьбе. Стремился использовать различные практические пути для пробуждения политической активности общества. На «пятницах» Петрашевский все более открыто выражалось недовольство общественным строем крепостной России и укреплялось, особенно после европейской революций 1848 года, стремление к активным действиям. В конце 1848 года Петрашевский участвовал в совещаниях о создании тайного общества. По делу петрашевцев был приговорен к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири. С 1856 года - ссыльнопоселенец. Участвовал в создании сибирской печати. За выступления против местных властей в феврале 1860 года выслан из Иркутска и в дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям. О преследованиях Петрашевского писал «Колокол». Петрашевский приобрел широкие связи в кругу сибирской интеллигенции и ссыльных, в том числе поляков. В течение 10 лет добивался сначала пересмотра приговора по делу петрашевцев, затем восстановления своих прав. После прошения на имя Александра II в 1865 году, где Петрашевский обличал сибирскую администрацию, ему было запрещено обращаться с жалобами. Умер в селе Вельском Енисейского округа. В. Р. Лейкина-Свирская. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968. Сочинения: Дело петрашевцев, т. 1, М.-Л., 1937; в кн.: Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953; Письма из ссылки, "Звенья", 1933, т. 2. Литература: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; его же, М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "ГМ", 1915, No 1, 3, 5; Энгельсон В., Петрашевский, в его кн.: Статьи. Прокламации. Письма, М., 1934; Демор В. П., M. В. Петрашевский (Буташевич), П., 1920; Никитина Ф. Г., Обществ.-политич. и философские взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII-XIX вв., М., 1952; ее же, Революц. демократизм М. В. Петрашевского, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1954, т. 23, Тр. кафедры философии, в. 1; Прокофьев В., Петрашевский, М., 1962. Буташевич-Петрашевский Михаил Васильевич (1(13).11.1821, Петербург - 7(19).12.1866, Вельское Енисейского округа) - организатор кружка молодежи («пятниц») во 2-й половине 40-х годов XIX века в Петербурге (Петрашевцы). Дворянин, сын хирурга. Окончил Александровский лицей, служил переводчиком в департаменте внутренних сношений Министерства иностранных дел. Был вольнослушателем юридического ф-та Петербургского ун-та. Мечтал о социальных преобразованиях России, об уничтожении крепостного права и самодержавия, о политических свободах и гласности. Для философского журнала, который предполагал создать, подготовил статьи о значении здравого смысла и критического направлению в философии, о христианстве в России. Собрал большую библиотеку русской и зарубежных писателей, экономистов и запрещенных цензурой социалистов. В 1848 г. составил и распространял литографированную записку по крестьянскому вопросу, проект освобождения крестьян. Человек обширных знаний и талантливый организатор, Буташевич-Петрашевский к зиме 1848/49 годов превратил «пятницы» в политический клуб, где открыто обсуждались политические проблемы России и Запада, вопросы политэкономии и философии. Считая крестьянскую революцию неизбежной, изучал движение декабристов. Был вдохновителем идеи подготовки кадров пропагандистов во всех слоях населения, особое значение придавал работе среди студенчества. Участвовал в подготовке создания тайной типографии. Был членом законспирированной группы, обсуждавшей пути создания тайного революционного общества. Выступал на обеде в честь Ш. Фурье со словами: «Мы осудили на смерть настоящий быт общественный, надо приговор наш исполнить». Буташевич-Петрашевский — идейный руководитель, составитель, редактор и автор важнейших статей коллективного сочинения петрашевцев - «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Ему принадлежит идея обойти цензуру, дать в завуалированной форме понятное для читателей обличение крепостного права и самодержавия, представить идеи социализма и материализма. Сторонник антропологического материализма, главным «жизненным принципом» Буташевич-Петрашевский считал развитие, «неологию», охватывающую все сферы природы, промышленность, политику, социальную и духовную жизнь. Осуждал неспособность славянофилов «следовать за современным развитием человечества». Написал серию статей «Неология», «Новация», «Новатор», «Новаторство», доказывая, что «нововводительство» - принцип, который «новейшая наука признала истинным и положила в основу своего миросозерцания». Примерами «смелого новаторства» считал системы социалистов - Р. Оуэна, К. А, Сен-Симона, Ш. Фурье. Различал «новацию» (реформу) и революцию. Считал, что хотя реформа «менее касается основных, существенных начал какого-либо общественного учреждения», все же революция менее желательна для России, поскольку связана с кровопролитием. Буташевич-Петрашевский решительно возражал склонным к авантюризму К. И. Тимковскому, В. А. Головинскому, Спешневу. Призывал к тщательной подготовке людей, способных стать во главе народных масс, чтобы не допустить новый «Пугачевский бунт». Основу будущего общества Буташевич-Петрашевский видел в социализме как в извечном стремлении людей «сойтись в общество». Первым социалистом считал Иисуса Христа. Осуждал стремление церкви отнести христианский идеал на небо и отказаться от попыток строительства на земле быта общественного, при котором «блаженство человека было бы возможно». Идеи Иисуса Христа у Буташевича-Петрашевского - это идеи социализма, ставшего насущной потребностью человечества. Социализму противопоставлялся либерализм - идеология буржуазного общества, «где мы видим совершенную нищету, отсутствие стремления удовлетворить первым нуждам при совершенном обилии средств к этому», т. е. социальное неравенство. Считая социализм «доктриною космополитическою», будущее Родины видел в крестьянской общине - «догме христианской, внедренной в жизнь практическую». Высоко чтил науку, осуждал различного рода предрассудки. Его статья «Обскурантизм», обличающая последний как неотъемлемый элемент во всяком религиозном или теократическом властительстве», была запрещена цензурой. Пропагандист но призванию, Буташевич-Петрашевский высоко чтил ораторов, способных в часы великих потрясений, «переворотов» стать глашатаями «истин и нужд общественных». Прославлял знаменитых ораторов античности и нового времени. В «Карманном словаре» писал: «Мы постараемся представить характеристику знаменитейших из общественных двигателей, которые силою бессмертной своей речи побудили миллионы дремавших и подавленных умов [...], неутомимо ратовали и стояли за свои убеждения, смело шли на смерть и горделиво умирали за общее дело равенства и свободы...» Называя себя «философом-пропагатором», Буташевич-Петрашевский предвидел, что рано или поздно его «обвинят в проповеди безбожия, проклянут всенародно как атеиста и причтут в заключение к сонму святых Антихриста». Он не во многом ошибся. Арестованный в ночь на 24 апреля 1849 г., был приговорен к смерти. Прошел обряд инсценированной казни на Семеновском плацу. Был приговорен к пожизненной каторге. Отправлен в Сибирь закованным в кандалы сразу же после объявления окончательного приговора. Находился на Шилкинском заводе Нерчинского округа, позднее в Акатуе. В 1856 г. вышел на поселение в Иркутск, где продолжал борьбу против царской администрации. Писал многочисленные просьбы-обличения императору, застревавшие в канцелярии. Печатался в газете «Иркутские ведомости» и «Амур». Пытался организовать кружок прогрессивно мыслящей местной интеллигенции. За неповиновение начальству высылался из Иркутска, попал в тюрьму, был отправлен на поселение в отдаленные села. Писал в Петербург протесты по поводу приговора петрашевцам, часть которых была опубликована Герценом в «Колоколе», а остальные находятся в архиве. Ф. Г. Никитина Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 76-77. Сочинения: Дело петрашевцев. М.;Л, 1937. Т. 1. С. 5-196; 513— 577; Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. С. 113-473. Литература: Семевский В. И. М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. М,, 1922; Никитина Ф. Г. Общественно- политические и философские взгляды М. В. Буташевича- Петрашевского // Из истории русской философии XVIII-XIX веков. М., 1952. С. 166-188; Прокофьев В. А. Петрашевский (1821-1866). М., 1962; Петрашевцы в Сибири: Документальный исторический сборник. Иркутск, 2005; Evans J. The Petrasevskij circle, 1845-1849. The Hague; P., 1974; Alexander M. Der Petrasevskij Prozess. Wiesbaden, 1979. Далее читайте:Петрашевцы - участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866). Ахшарумов Д. Д. Записки петрашевца (главы 1, 2, 3, 16). // Русские мемуары. Избранные страницы. М., 1990, с. 523-551. Народная воля - революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г. Земля и воля, тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг. Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М, 1953. Петрашевцы об атеизме, религии и церкви. М., 1986. Дело петрашевцев. М.;Л, 1937. Т. 1. С. 5-196; 513— 577. Литература:Егоров Б.Ф. Петрашевцы. Л., 1988. Семевский В. И. М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. М., 1922; Никитина Ф. Г. Общественно- политические и философские взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского // Из истории русской философии XVIII-XIX веков. М., 1952. С. 166-188; Прокофьев В. А. Петрашевский (1821-1866). М., 1962; Петрашевцы в Сибири: Документальный исторический сборник. Иркутск, 2005; Evans J. The Petrasevskij circle, 1845-1849. The Hague; P., 1974; Alexander M. Der Petrasevskij Prozess. Wiesbaden, 1979.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |