Паточка Ян |
|
1907-1977 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ян ПаточкаПаточка (Patocka) Ян (1 июня 1907, Турнов, Восточная Богемия – 13 марта 1977, Прага) – чешский философ. С 1925 года учился в Карловом университете в Праге. В 1929–1930 годы в Париже, знакомится с идеями Э. Жильсона, слушает лекции Э. Гуссерля. К этому времени относится его первое сочинение – «Французская философия». В 1931–1934 годы учится в Германии, сначала в Берлине (семинары Н. Гартмана), затем во Фрейбурге (семинар М. Хайдеггера о Гегеле и понятии науки и др.). В 1934 году в Праге по образцу уже широко известного лингвистического кружка организовывается центр феноменологических исследований (Л.Лаядгребе, М. Брод, Д. Чижевский и др.; устанавливаются связи с феноменологами других стран). От имени кружка Паточка приглашает в Прагу Гуссерля, лекции которого в ноябре 1935 года, как и более ранние в Вене в мае 1935 года, становятся основой для работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Тема жизненного мира – в центре работы Паточки «Естественный мир как философская проблема» (1936). Преодоление духовного кризиса эпохи связывается им с устранением разрыва между «естественным (наивным) миром» и «миром науки» и осознанием единства культур европейских народов, причем важную культурную миссию Чехии Паточка видит в посредничестве между восточно- и западноевропейскими культурами. После 2-й мировой войны активно участвует в обновлении системы университетского образования. В статье «Масарик вчера и сегодня» заявляет, что метафизика – это «событие, акт нашей жизни и нашего свободного человеческого бытия». Издает педагогические и философские труды Каменского. В 1968–1971 годах профессор философии в Карловом университете Праги. Один из авторов «Хартии 77». И.А. Михайлов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 210.
Паточка (Patocka) Ян (1907-1977) - чешек, философ. Изучал романистику, славистику и философию сначала в Карловом ун-те в Праге, затем в Сорбонне (где впервые услышал Э. Гуссерля). В 1931 году защитил диссертацию «Понятие очевидности и его значение для поэтики», после чего продолжил обучение в Берлине (у Н. Гартмана и В. Йегера) и во Фрейбурге (у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера). До 1944 года - гимназический учитель в Праге, после войны до 1949 года - доцент Карлова ун-та. Вынужден оставить ун-т по политическим причинам. До 1954 года работает в библиотеке Т. Г. Масарика, а с 1958 года - в библиотеке Института философии Академии наук. В 1960-1970-е годы - проф. Карлова ун-та, гостевой проф. в ун-тах Левена, Фрейбурга, Майнца и др. В 1972 году по политическим причинам отправлен на пенсию. В 1977 году - один из авторов «Хартии 77» (вместе с Вацлавом Гавелом). В том же году умер после пристрастного допроса в полиции. Начав с разработки трансцендентальной феноменологии во вполне гуссерлевском ключе, Паточка очень скоро подверг позицию учителя решительной критике. Естественно-природный мир для Паточки - не просто горизонт опыта, но прежде всего целостность, совокупность взаимосвязей и «указаний» на смысл бытия. Человек, будучи существом, открытым этому «показу», должен рассматриваться философией не в качестве завершенного в себе субъекта, а в качестве деятельного «sum» («существую»). Свое учение Паточка обозначает как «а-субъективную феноменологию». Критикуя гуссерлевский идеал абсолютной рефлексивной очевидности, Паточка подчеркивает, что всякая рефлексия - постольку, поскольку она развертывается во времени, - содержит внутри себя «темный осадок», принципиально не поддающийся рефлексии. В этом пункте своей концепции Паточка сближается с такими современниками, как К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Э. Финк, Х. Арендт. Исходя из понимания человека как телесного (Тело) существа, Паточка развивает оригинальную концепцию «экзистенциальной подвижности» человека. В ней исследуются такие основные модусы, как «укоренение», «самопродолжение», «прорыв». В последнем из названных модусов Паточка усматривает важное дополнение к хайдеггеровской аналитике Dasein. От М. Хайдеггера и Э. Финка Паточка отличает также особое внимание к феномену ответственности. В полном согласии со своей философской позицией Паточка активно солидаризируется со всеми, кто в своем неприятии лжи способен отказаться от комфорта. Участие Паточка в политической борьбе - продолжение его философии. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 213. Сочинения: Ausgewalte Schriften. Bd. 1-5. W., 1987-1992; Philosophic, phenomenologie, politique. Grenoble, 1992.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Чехословакии (биографический указатель). Сочинения:Ausgewählte Schriften in 5 Bänden. Wien, 1987–92; Francouska filosofie. – «Ceska mysl» 24, 1928; Uvod do Husserlovy fenomenologie. – «Filosoficky casopis», № 13. Prag., 1965; Europa nach Europa. Prag., 1975. Philosophic, phenomenologie, politique. Grenoble, 1992. Литература:Studien zur Philosophie von Jan Patocka. – «Phänomenologische Forschungen», Bd. 17. Freiburg – Münch., 1985.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |