Пастернак Борис Леонидович |
|
1890-1960 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Леонидович Пастернак
Б.Л. Пастернак. Фото 1924 г. Пастернак Борис Леонидович [29.1 (10.2).1890, Москва,- 30.5.1960, Переделкино Ленинского р-на Моск. обл.], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликованы в 1913. Первый сборник стихов "Близнец в тучах" (1914). Автор сборников: "Поверх барьеров" (1917), "Сестра моя - жизнь" (1922, написана преим. летом 1917). Входил в литературную группу "Центрифуга" (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами (см. Футуризм). В поэме "Высокая болезнь" (1924, 2-я ред. 1928) П. переходит от лирики к эпическому жанру; создаёт образ В. И. Ленина ("...Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной"); опубл. поэмы, посв. первой рус. революции: "Девятьсот пятый год" (1925-26) и "Лейтенант Шмидт" (1926-27), о которых М. Горький писал: "Книга - отличная; книга из тех, ...которым суждена долгая жизнь" ("Литературное наследство", т. 70, 1963, с. 300). Тогда же он писал о лирике П.: "...Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом" (там же, с. 308). Лирика П., отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви - они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, которые он должен "разгадать" и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтический путь П. ознаменован настойчивым стремлением дойти "до самой сути" вещей и явлений, добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира. Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах начала 30-х годов. В автобиографической повести "Охранная грамота" (1931) и в неоконченном романе в стихах "Спекторский" (1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравственных истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, Пастернак отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В то же время для кн. стихов "Второе рождение" (1932) характерна попытка взглянуть "без пелен" на жизнь страны, постичь её завтрашний день ("Ты рядом, даль социализма" и др.). С начала 30-х гг. П. переводил стихи грузинских поэтов - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея мн. языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, "Фауста" И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 П. пишет стихи о героях и тружениках войны ("Смерть сапёра" и др.). В 1943 выходит сб. "На ранних поездах", в 1945 - "Земной простор", в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг. П. пережил глубокий кризис. В романе "Доктор Живаго" выражено отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального преобразования общества. В 1955 П. признал, что во время работы над романом его "...по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше" (см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него П. Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в сов. печати; П. был исключён из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался. В последнем цикле стихов "Когда разгуляется" (1956-59) ощутим новый прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического одиночества. Э. Пасторино. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 19. Отоми – Пластырь. – М., Советская энциклопедия. – 1975. – 648 с. Вернуться на главную страницу Б.Л. Пастернака
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |