Ойзерман Теодор Ильич |
|
р. 1914 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Теодор Ильич ОйзерманОйзерман Теодор Ильич [р. 1 (14).5.1914, с. Петроверовка, ныне Одесской обл.], советский философ, академик АН СССР (1981, член-корреспондент 1966). Член КПСС с 1941 года. Окончил философский факультет Московского института философии, литературы и истории (1938). В 1954—1968 годы заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факльтета МГУ, с 1971 года заведующий отделом истории философии стран Западной Европы и Америки Института философии АН СССР. Основные работы по истории домарксистской, марксистской и современной западноевропейской философии, а также теории историко-философского процесса. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г., М., 1955; Нем. классич. философия — один из теоретич. источников марксизма, М., 1955; Философия Гегеля, М., 1956; Осн. этапы развития домарксистской философии, М., 1957; Осн. ступени процесса познания, М., 1957; Осн. черты совр. бурж. философии, М., 1960; Философия Фихте, М., 1962; Проблемы историко-филос. науки, M., 19822; Главные филос. направления, М., 1971; Кризис совр. идеализма, М., 1972; Формирование философии марксизма, M., 19742; Диалектич. материализм и история философии. Историко-филос. очерки, М., 1979.
Ойзерман Теодор Ильич (с. Петроверовка Одесской губ. 1(14).05.1914) - специалист по истории философии, метафилософии и теории познания - доктор философских наук, профессор, академик АН СССР (с 1981). Окончил философский факультет МИФЛИ (1938). Участник Великой Отечественной войны. В 1954-1968 годы - заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ. С 1968 года - в Институте философии АН СССР, в 1971-1987 годы - заведующий сектором, отделом истории философии. Лауреат Государственной премии СССР (1983). Действительный член Международного Института философии (1981), доктор honoris causa Иенского университета (1979). О. являлся членом редколлегии (и одним из ведущих авторов) «Истории философии» (в 6 т. М., 1957-1965) и «Краткого очерка истории философии». Многие работы Ойзермана посвящены немецкой классической философии и истории философии марксизма. Выдающееся значение кантовской гносеологии Ойзерман видит в том, что присущие реальности формы всеобщности впервые были поняты и как субъективные, т. е. присущие сознанию, формы. Исследуя немецкий классический идеализм, Ойзерман приходит к выводу, что задача материалистической переработки идеалистической диалектики, поставленная Марксом и Энгельсом, не была в полной мере решена ни ими, ни их последователями и что эта задача сохраняет свою актуальность и в наше время. Особое внимание уделено формированию марксизма, а также развитию марксистской теории на опыте революций 1848-1849 гг. Работы Ойзермана «Проблемы историко-философской науки» (1962; 2-е изд. - 1982), «Г лавные философские направления» (1971; 2-е изд. - 1984), «Основы теории историко-философского процесса» (в соавт. с Богомоловым, 1983) и другие внесли важный вклад в познание специфики философского знания, закономерностей развития философии. С точки зрения Ойзермана, существование в мире множества философских учений, их дифференциация, дивергенция, поляризация, сочетающиеся с их интеграцией, не означает, что когда-либо будет создана некая «окончательная» философия. Множественность учений представляет собой модус существования самой философии, «необходимый способ существования философии, благодаря которому ее прошлое включается в последующее развитие» и благодаря которому философия постоянно обогащается новыми идеями, глубже постигает свое историческое прошлое. Ойзерман делает вывод, что спецификой развития философии является ее плюрализация и что философия сама может стать предметом особого теоретического анализа (метафилософии) (Мета-философия: теория историко-философского процесса. М., 2009). Разрабатывая вопрос о типологии мировоззрений, Ойзерман разграничивал философское, естественнонаучное, социально-политическое и религиозное мировоззрения. Философия определяется Ойзерманом как система убеждений, образующих общее теоретическое мировоззрение, которое осмысливает, критически обобщает повседневный опыт, феномен человеческой личности, общественную практику, научное познание, историю человечества, исследует многообразие присущих природе и обществу форм всеобщности, разрабатывая на этой основе принципы познания, оценки поведения и практической деятельности людей. Критически переосмысливая историю марксизма, Ойзерман отрицает существование всеохватывающих законов, неизвестных какой-либо науке, доказывая, что то, что именуется «законами диалектики», не является таковыми, а представляет лишь обобщение некоторых общих процессов, изучаемых науками. Ойзерман считает, что «общественное бытие» есть не что иное, как общественная жизнь, которая включает в себя и общественное сознание, обусловливаемое ею. В теории познания Ойзермана обосновывал положение о существовании абстрактных истин, пересматривая идущее от Гегеля утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретной истиной, с точки зрения Ойзермана, является согласование абстрактных истин, которое далеко не всегда возможно. Дискутируя о судьбах марксизма, Ойзерман в книге «Марксизм и утопизм» (2003) выступает, с одной стороны, против ортодоксальных ученых-догматиков, а с другой - против некомпетентного отрицания марксизма его недавними пропагандистами, ставшими вульгарными антимарксистами. Автор считает необходимым объективно разобраться, что именно в марксизме продолжает оставаться актуальным и продуктивным, а что устарело в новых исторических условиях. А. Г. Мысливченко Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 440-441.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Возникновение марксизма революционный переворот в философии (в соавт.). М., 1948; Классическая немецкая философия - один из теоретических источников марксизма. М., 1955; Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1848 г. М., 1956; Основные этапы развития домарксистской философии. М., 1957; К. Маркс - основоположник диалектического и исторического материализма. М., 1958; Философия Фихте. М., 1962; Формирование философии марксизма. М., 1962; Die Entstehung der marxistischen Philosophie. В., 1965, 1980; Entfremdung als historische Kategorie. В., 1966; Кризис современного идеализма. М., 1972; Философия Канта. М., 1974; Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Историко-философское учение Гегеля. М., 1982; Рациональное и иррациональное. М., 1984; Критика критического рационализма. М., 1988; Научно-философское мировоззрение марксизма. М., 1989; Philosophie auf dem Wege zur Wissenschaft. В., 1989; Теория познания Канта (в соавт.). М., 1991; Философия как история философии. Спб., 1999. Опыт критического осмысления диалектического материализма// Вопросы философии. 2000. № 2; Оправдание ревизионизма. М, 2005; Амбивалентность философии. М., 2011; Возникновение марксизма. М., 2011. Литература:Обсуждение книги Т. И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма // Вопросы философии. 2006. № 7; Российская философия продолжается: из XX века в XXI (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2010.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |