Оуэн Роберт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Оуэн Роберт

1771 - 1858

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Роберт Оуэн

Оуэн (Owen), Роберт (14.V.1771 - 17.XI.1858) - английский социалист-утопист. Родился в мелкобуржуазной семье. С 10-летнего возраста самостоятельно зарабатывал средства к существованию. К 20 годам был директором фабрики. С 1800 года управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 году Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 году Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 году окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению в необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Это был, по словам Ф. Энгельса, поворотный пункт в жизни Оуэна. С этого времени Оуэн стал отдавать все свои силы пропаганде идей утопического социализма, хотя сам он свою "рациональную систему" организации общества стал называть социалистической лишь в последний период своей деятельности. Оуэн подверг резкой критике основные принципы буржуазного общества: частную собственность, конкуренцию, капиталистическое разделение труда, классовую противоположность. Пауперизм, нищету трудящихся Оуэн считал естественным порождением буржуазного общества, которое он характеризовал как нерациональную общественную систему. Учение Оуэна складывалось под влиянием промышленного переворота, роста крупной фабричной промышленности на базе машинной техники, роста революционных настроений среди трудящихся масс Англии. Констатируя ухудшение положения трудящихся, Оуэн связывал его с введением машин, которые могли бы быть благом для человечества, но при капиталистическом строе являются величайшим проклятием для трудящихся, обрекая их на безработицу. Оуэн понял значение капиталистической фабричной системы как исходного пункта социальной революции, хотя и не сумел сделать из этого положения революционных выводов.

Оуэн оказался не в состоянии вскрыть подлинные корни противоречий капитализма и открыть законы его развития, обусловливающие неизбежность его гибели. Будучи идеалистом в истолковании общественных явлений, Оуэн видел основную причину социальных бедствий в недостаточном развитии просвещения. Переход к социализму он связывал с прогрессом человеческого разума, которому рано или поздно должна будет открыться истина о "рациональной организации" общества. Оуэн не понимал исторической роли пролетариата, видя в нем лишь страдающий класс. Все проекты будущего социалистического общества, развивавшиеся Оуэном, покоились на утопической мечте "...о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375 (т. 33, с. 433)).

Будущее "рациональное" общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющих общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие. Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с их способностями и с интересами общины; продукты распределяются в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 века, что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистические привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Считая безнадежными попытки разрешить общественные противоречия революционным путем, Оуэн высказывался против классовой борьбы; он считал, что положение народа не может быть улучшено политическими преобразованиями. Реорганизация общества может быть осуществлена, по мнению Оуэна, самими правительствами: никакое правительство не может долго противодействовать голосу разума. Но, придавая большое значение инициативе правительства, Оуэн считал также весьма целесообразной инициативу отдельных групп и организаций. Он был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 году в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения (в 1825 году была основана Новая гармония). Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов.

После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профсоюзном движении. В этот период Оуэн выступил с пропагандой организации меновых базаров, которые он рассматривал как один из первых шагов к более радикальному переустройству всего общества. Считая, что существующее мерило ценности дает возможность фальсифицировать подлинные ценности благ и позволяет предпринимателю и посреднику-торговцу не полностью оплачивать рабочему его труд, Оуэн утверждал, что замена искусственного мерила ценности (денег) естественным (трудом) откроет для рабочих доступ к материальным благам. Созданный в Лондоне под руководством Оуэном в 1832 году меновой базар принимал товары от отдельных лиц и от кооперативных организаций. Оценщики базара определяли стоимость сырого материала и количество рабочего времени, необходимого для производства товара. В соответствии с этой оценкой продавец получал боны в рабочих часах. Владелец бон имел право получить на них со склада имеющиеся товары, оцененные вышеуказанным способом с надбавкой 8% на организационные расходы. Базар вызвал большой интерес среди лондонских рабочих. Однако уже очень скоро выявились теоретическая несостоятельность и внутренние противоречия плана организации безденежного обмена в условиях распыленного, беспланового производства при капитализме. В 1834 году базар пришлось ликвидировать.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную реорганизацию производства также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профсоюзные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 году был организован Великий национальный объединенный союз производств, поставивший себе задачей осуществление этого оуэновского плана. Капиталистическая действительность разбила утопические надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателями локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации Великого союза в том же 1834 году.

Неудача Великого национального объединенного союза производств была началом заката оуэнизма. Оуэн продолжал и после нее неустанно пропагандировать свои социальные и педагогические идеи, но его пропаганда не имела уже прежнего успеха в массах. Возникший в первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией оуэновский социализм сыграл известную роль в деле просвещения английского рабочего класса, дал толчок к развитию профсоюзного и кооперативнорго движения в Англии. Однако по мере развития классового самосознания пролетариата оуэнизм, пытавшийся отвлечь рабочих от классовой борьбы, вырождался в секту. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата - чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда. Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопической теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества. Оуэн оказал большое влияние на развитие социалистической мысли в Англии и за ее пределами; в России влияние Оуэна испытал на себе А. И. Герцен.

В. П. Волгин
Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Сочинения: The book of the new moral world containing the rational system of society, pt 1-7, L., 1849; The revolution in the mind and practice of the human race, L., 1849; Letters on education, L., 1849; в рус. пер. - Избр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1950.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 1 (см. Указат. имен); его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19 (см. Указат. имен); его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20 (Указат. имен); Ленин В. И., О кооперации, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45 (т. 33); Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 2, в. 1, М.-Л., 1931; Кан С. В., История социалистических идей, М., 1963, гл. 7; Rodmore P., R. Owen. A biography, L., 1923; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962.


Вернуться на главную страницу Оуэна

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС