Родственные проекты:
|
Григорий Бенционович Остер
Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель.
Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу
в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.
В 1969 возвращается в Одессу. В 1970 приезжает в Москву, поступает в
Литературный институт им. М.Горького на отделение драматургии. Учится заочно.
В 1982 окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров:
"Человек с хвостом" (1976), "Все волки боятся" (1979) и др. В 1975 вышла первая
детская книжка. В 1980-е продолжает писать пьесы: "Привет мартышке" (1983),
комедию "Секретный фонд" (1986) и др.; создает фильмы-сказки: "Мальчик и
девочка" (1981), "Как Гусенок потерялся" (1988), "Попался, который кусался!"
(1989) и др.
В 1990 публикует замечательные детские книжки: "Бабушка удава", "Великое
закрытие", "Вредные советы" (Книга для непослушных детей и их родителей),
"Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее", "Детские суеверия" и др. Пишет
сценарии для мультсериалов "Зарядка для хвоста", "38 попугаев" и многие другие.
Очевидно, пятеро детей Г.Остера вдохновляют его на создание все новых игр и
новых героев, не давая возможности забыть детство. Проповедуя стиль "куча мала",
сочиняет "Сказку с подробностями" (1989), где есть такие главы: "Про штраф,
забытый кошелек, мелькнувшего козла, вечную разлуку и справедливость", "Про
штаны, полные варенья" и т.д.
В последние годы появились книжки новой серии Г.Остера: "Задачник.
Ненаглядное пособие по математике", "Физика. Ненаглядное пособие. Задачник".
В 1997 увидела свет новая книжка - "Визгкультура". Г.Остер живет и работает в
Москве.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.
Остер Григорий Беницианович
[27.11.1947, Одесса] — прозаик,
драматург, поэт. Детские годы провел в
Ялте, там же окончил школу. Был призван в армию, служил на Северном флоте, в
Кронштадте. Сотрудничал в газете «На страже Заполярья».
В 1972 поступил в Литературный институт. Первые публикации, первая книга стихов
не предвещали рождения того писателя, каким Остер стал известен широкому
читателю. Одно из первых опубликованных стих, было посвящено 100-летию со дня
рождения В.И.Ленина (День поэзии — 1970, 1971). Через 4 года выходит первая
книга стихов «Время твое». Не замеченная критикой, она тем не менее содержала
стихи небезынтересные и своим образным строем, и ироничностью, но и серьезностью
поэтических находок, хотя в состав сборника входили и стихи «на злобу дня». К
этому времени Остер заявил о себе не только как поэт.
Уже в середине 1960-х он — автор нескольких сценариев и пьес, главным образом
детских, для кукольных театров и мультфильмов, среди которых наиболее известные
и популярные «Котенок по имени Гав», «Обезьянки младшего возраста», «Ушастик»,
«Как хорошо дарить подарок», «38 попугаев» и др. По следам этих мультфильмов
впоследствии издано большое количество книг Остера. Особенность как
многочисленных мультфильмов по сценариям писателя, так и его книг — это их
антиназидательность. Если и присутствует дидактизм, то он не нарочитый, не
прямолинейный. Когда попугай в книжке «Зарядка для хвоста» (1995) задумывается о
цели своего пути, это имеет подспудный смысл: цель должна быть обязательно.
Бесцельное существование, «по попугаю», не имеет смысла. Но вот рядом
оказавшийся слоненок не знает, куда он идет, т.к. он «просто гуляет». В сказке
«Зарядка для хвоста» неназойливо подсказывается, что целью жизни может быть
жизнь сама по себе. Так же ненавязчиво и с юмором рассказано о том, как попугаю
удалось поверить в себя или как важно было осознать удаву, что необязательно
стремиться ходить или сидеть, если тебе от рождения предназначено лишь ползать и
лежать, и «этим ты и интересен». В
произведениях Остера часто использовано «взрослое» видение. В сказках писателя,
предназначенных, казалось бы, для детей, встречаются совсем недетские
характеристики поступков и состояний героев: «Собственный пистолет придавал
уверенность в себе», «Жулики не всегда бросают друг друга в беде <...>, боятся,
что оставшимся придется отвечать. Те, что остались в беде, как начнут отвечать
<...>, все расскажут про всех, которые убежали» («Сказка с подробностями»,
1989); некоторые «вредные советы» (из одноименной книги) предназначены скорее не
для детей, а для взрослых: «Если вы решили твердо...», «Если вы врагов хотите
победить одним ударом...», «Если ты весь мир насилья...». Лишь взрослые с их
знанием истории и включенностью в современность способны оценить не только юмор,
но и глубинную грусть автора. Но это формулируют взрослые, а ребенку и не нужны
формулировки, зато в игровой форме он осознал едва ли не философские понятия.
«Детскость» произведений Остера
сказывается в том, как легко его герои преобразуют абстрактные понятия в
предметные: если можно «передать привет», как это делает слоненок, значит, можно
этот привет не только передать, но и нести, даже потерять, и на этом строится
очередной сказочный сюжет. Не нужно доказывать, что дети охотно подхватывают
такую игру. В книге «Вредные советы» (1991), принесшей автору, быть может,
наибольшую известность, Остер в парадоксальной форме объясняет правила
поведения. И если далеко не все взрослые приняли эту книгу, то дети мгновенно
включаются в предложенную автором игру и воспринимают «вредные советы» с их
несколько абсурдистским видением мира как веселый, а иногда и горький юмор почти
хармсовского толка. Близость Остера к обэриутам несомненна. Он и сам признает
это влияние. В авторских сказках Остера действительность не укладывается в
привычную модель мира. Здравый смысл становится ненужным. Отсюда — возможность
поворота сюжета в любом алогичном направлении, как, например, в «Сказке с
подробностями», где сюжета как такового нет. Есть лишь подробности, т.е.
постоянный отход от сюжета, бесконечное появление все новых и новых героев,
новых сюжетов, которые порой лишь «по касательной» соотносятся с прежними. Герои
появляются и исчезают произвольно, и единой логики в их действиях нет. В начале
другой сказки автор сразу же предупреждает юного читателя: «если тебе не хочется
слушать сказку, тогда не слушай <...>. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь ее
от начала до конца». Логика писателя допускает определенную толику
непредсказуемости и даже абсурда (почти как у Хармса: «Не вижу ни зги в твоих
речах»), но детское восприятие с удовольствием передается этой игре.
Столь же легко и свободно, с юмором погружает Остер детей в мир знаний. В книге
«Петька-микроб» в шуточной форме ведется рассказ о жизни молекул. Это не
введение в микробиологию для детей, но это провоцирование интереса ребенка, еще
дошкольника и младшего школьника, к миру, который его окружает. В последние годы
Остер посвящает свое творчество развитию интереса к знанию в разных областях.
Выходят его книги «Задачник. Ненаглядное пособие по математике» (1992),
«Задачник по физике» (1994). Это не учебники по данным предметам, да Остер и не
ставил себе задачу создать подобные книги, хотя, вероятно, и учителя начальных
классов найдут в них смешные задачи и воспользуются ими на уроках. Задача же
писателя была в другом: через шутку, через юмор возбудить истинный интерес к
познанию окружающего мира, освободить детей от ненужного напряжения, так часто
присутствующего на уроках, в конечном счете — разбудить в ребенке свободную
личность. В 1990-е Остер активизирует
свою писательскую и издательскую деятельность. Вслед за сказкой «Зарядка для
хвоста» в Москве издается и сборник сказок «Петька-микроб» (1993), а в 1997
«Сказка с подробностями». Остер издает и книги с «серьезными» названиями,
например, в 1995 в Москве выходит его «Физика». Но более типичны для Остера
книги с названиями, не только привлекающими внимание, но в известной мере и
вызывающими, например, «Физика: Задачник: Ненаглядное пособие» (М., 1998),
«Физика с приколами: Ненаглядное пособие» (М., 2000). Он не ограничивается ни
физикой, ни математикой, говорит о жизни во всем ее разнообразии, с присущей ему
оригинальностью, о чем напоминает, например, его книга «Вредные советы для детей
старшего возраста» (М., 2001). Его могут упрекнуть, что все свое внимание он
сосредоточил на детях, и он отвечает и на этот упрек, издавая книги «Вредные
советы: Книга для непослушных детей и их родителей» (М., 2000), «Воспитание
взрослых: Наука на всю жизнь» (М., 2000 и 2001), «Визгкультура, или Семейная
качалка: Ненаглядное пособие по физкультуре для всей семьи» (2000).
Призывно-броские названия книг как бы органично сочетаются со
спокойно-назывными, например, в 2001 в Москве издаются «Приключения Пифа». Автор
стремится вести дружески-увлеченный диалог со своими многочисленными читателями,
стремится помочь детям в познании жизни, будит в них надежды на возможность
интересного и разнообразного познания мира и ободряет их уже названием своей
книги «А вдруг получится!!!» (М., 2000).
Г.К. Каурова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 710-712.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты
(биографический справочник).
Сочинения:
Время твое. Мурманск, 1974; 38
попугаев. М., 1975; Легенды и мифы
Лаврового переулка. М., 1980; Сказка с
подробностями. М., 1989; 2-е изд. 1994;
Задачник: Ненаглядное пособие по математике. М., 1992;
Вредные советы. М., 1991; Зарядка для
хвоста. М., 1995; Обезьянки младшего
возраста. М., 1996; Детские суеверия.
М., 1996; Физика: Ненаглядное пособие.
М., 1997; Задачник по математике:
Ненаглядное пособие. М., 2001.
Литература:
Дмитриева Т. Всего лишь в одной книжке: [Рец. на кн. Г.Остера «Легенды и мифы
Лаврового переулка»] // Дошкольное воспитание. 1981. №6. С.81-83;
Елин Г. Интервью с писателем // Московские новости. 1994. №65. С.5;
Интервью с Остером // Работница. 1995. №10. С.10.
|