Родственные проекты:
|
Михаил Осоргин
Осоргин Михаил (настоящее имя Михаил Андреевич Ильин)
[7(19).9.1878, Пермь — 27.11.1942, Шабри, Франция]
— прозаик, публицист, критик, библиофил.
Отец Осоргин — потомственный дворянин, юрист по образованию, в 1860-е принимал
участие в разработке крестьянской и судебной реформ. После окончания
классической гимназии в Перми в 1897 Осоргин поступает на юридический факультет
Московского университета, который оканчивает в 1902.
С 1904 — член партии эсеров. Сколько-нибудь видной роли в партии он не играл.
В дек. 1905 Осоргин был арестован (его
спутали с однофамильцем), через полгода под денежный залог освобожден из
Таганской тюрьмы. Он тайно покидает Москву, через Финляндию и Германию
добирается до Италии. Первая эмиграция длилась с 1906 по 1916. Первая крупная
работа «Очерки современной Италии» (1913). Она содержит характеристики
социальной, политической и культурной истории Италии; книга эта «плод незаконной
любви к стране одного из загостившихся поклонников», который, «будучи слишком
славянином душой, не мог и не может забыть свою родину-мать Россию». В
издательстве «Задруга» выходят сборник рассказов и очерков: «Призраки» (1917),
«Сказки и несказки» (1918). Очерк «Охранное отделение и его секреты» (1917)
основан на документах Московской охранки.
В 1916 кружным путем Осоргин возвращается в Россию. Февральскую революцию
Осоргин принял, иным было его отношение к Октябрю.
В становлении Осоргина-писателя немалую роль сыграла его газетная работа. Первая
публикация была сделана 18-летним Осоргиным (Пермские губернские ведомости.
1896. 19 марта). В первые послереволюционные годы Осоргин активно сотрудничал в
московской независимой печати (газета «Власть народа», «Луч правды» и многие
другие). Книга Осоргина «Из маленького
домика. Москва 1917-1919» (Издательство русских писателей. Рига, 1921) передает
настроения писателя, его взгляд на события в России, когда, по его словам, жизнь
была «не то страшная сказка, не то оскорбительная хроника, не то великий пролог
новой божественной комедии» (С.5). Название «Маленький домик» имеет реальный и
символический смысл: «я завел себе маленький домик, чтобы уберечься от заражения
общественной истерией» (С.32), другими словами, «уход из мира в самого себя»,
но, как оказывается в действительности,— «земля держит крепко». «Маленький
домик» автобиографичен: картины детства, годы вдали от родины, размышления о
революции. Идеи «Маленького домика» найдут свое продолжение в более поздних
произведениях писателя. По просьбе Вахтангова Осоргин переводит пьесу К.Гоцци
«Принцесса Турандот». В первые
послереволюционные годы Осоргин занимался общественной деятельностью: был избран
вице-председателем Всероссийского СП, участвовал в организации книжной лавки
писателей, был членом комитета помощи голодающим, организованного при участии
М.Горького. Члены комитета были арестованы, Осоргин выслан в Казань. В Москву
вернулся в 1922.13 сент. 1922 вместе с большой группой ученых и писателей выслан
из России. С осени 1923 Осоргин
обосновался в Париже и стал активно сотрудничать в эмигрантской прессе Берлина,
Парижа и многих других городов. Книга «Там, где был счастлив» (1928) вобрала в
себя рассказы, написанные с 1916 по 1928. Это воспоминания Осоргина об Италии и
дореволюционной России. О прошлом писатель говорит тепло и любовно, мысленно он
соотносит то, что было, с тем, что произошло за десятилетие после Октября.
Многого тогда еще не было. Войны были маленькими, революции кончались впустую,
«героем почитался тот, кто боролся за Отечество, а не против своих граждан»
(С.64). Значительный литературный успех Осоргин связан с романом «Сивцев Вражек»
(Париж, 1928; первая публикация в России: Урал. 1989. №5-7). Роман был удостоен
литературной премии в Америке. Осоргин
— писатель, последовательно занимавший патриотическую позицию по отношению к
России. До 1937 у Осоргина был советский паспорт. «Нет, Россия не погибнет, не
такова страна»,— писал Осоргин в «Сивцевом Вражке». В биографической книге
«Времена» писатель утверждает: «Отсюда, из Европы, Россию не поймешь». В
художественном мире Осоргина представление о времени, о вечном потоке жизни —
одно из главных. События российской истории, Первая мировая война, революция и
Гражданская война в романе «Сивцев Вражек», первая русская революция и
деятельность революционеров-террористов в романе «Свидетель истории»
рассматриваются как одна из преходящих составных вечной, непрекращающейся жизни.
Исторические события, художественно исследуемые Осоргиным, вписаны во время.
Судьба человека, если она совпала с крупными историческими коллизиями, не
замкнута только в рамки вершащейся истории, она шире, многообразнее в своих
связях с жизнью (природа, дом, любовь, искусство). Исторические события и судьбы
героев соотнесены со Вселенной. «В беспредельной Вселенной, в Солнечной системе,
в России, в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка в своем кабинете сидел в
кресле ученый-орнитолог Иван Александрович» — так начинается роман «Сивцев
Вражек». По Осоргину, слияние человека
с природой — одно из проявлений гармонии мироздания. В этическом мире Осоргина
приоритеты отданы доброте. Представление о доброте предполагает живое,
заинтересованное отношение к жизни, внутреннюю интеллигентность, душевную
чуткость. Осоргин лиричен, мягко ироничен. Повествование Осоргина выливается в
небольшие главки, они имеют заглавия, отражающие взгляд писателя на мироздание
(«Космос», «Время», «Уход человека», «Видения», «Случай с часами», «Минута»,
«Октябрь», «Пуля»). Писатель меняет повествовательные планы, ракурсы, дает, по
его словам, «картины ленты бегущего кинематографа». Оценивая события
революционной эпохи, Осоргин приходит к мысли (она в несколько ином оформлении
присутствовала в «Маленьком домике») о невозможности как безусловного
оправдания, так и безоговорочного осуждения той или другой противоборствующей
стороны. Сложность, по Осоргину, заключалась в том, что «были и бились между
собой две правды и две части — и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших».
Исторический роман «Свидетель истории»
(Париж, 1932) художественно исследует русский революционный терроризм, к
которому писатель относился отрицательно. Осоргина не интересуют исторические
факторы и социальные мотивы. Герои Осоргина — молодые люди: Наташа Калымова,
братья Гракхи, Олень. У главной героини есть реальный прототип
(эсерка-максималистка Н.С.Климова). Осоргина интересует, что же происходит с
молодыми людьми, почему они идут убивать. Наташа была нравственно добрым
человеком (душа питалась здоровой рязанской природой). Но в воздухе носились
модные идеи: «Наташа забыла Бога, но поспешила сделать богом «белокурого зверя».
Через роман проходит мотив жертвенности неразумных пылких юношей, которые шли
убивать во славу миража — счастья будущих поколений («Совсем еще не оперившийся
птенчик революции, совсем девочка, простая и ясноглазая» — о Наташе). Реальность
обернулась непрерывным спектаклем, блестящим цирком, в котором акробаты
ежеминутно рискуют ошибиться «в математическом расчете своего воздушного полета
и разбиться насмерть». Не случайны названия глав «Свидетеля истории» — «Роли
сыграны», «Иллюзион», «Антракт». Героиня Осоргина прозревает: «и случилось чудо
возвращения к простой полноценной человеческой жизни — к природе, к ласковости
леса и ясности бытия». Продолжением
«Свидетеля истории» стала «Повесть о концах» (Берлин, 1935), их объединяет образ
отца Якова, «свидетеля истории», которым движет любопытство к людям, он пишет
свою летопись России. У отца Якова есть прототип — Яков Васильевич Шестаков, ему
Осоргин посвятил очерк «Отец Яков» (см.: Мемуарная проза. Пермь, 1992). Весьма
экономными средствами вводятся исторические лица — «человек в желтых гетрах»
(Савинков), «чистейший бессребреник, за цифрами не видевший людей» (Ленин).
К историческим романам примыкает книга Осоргина «Повесть о некоей девице.
Старинные рассказы» (Таллин, 1938). Семь исторических рассказов Осоргина
опубликованы в журнале «Юность» (1990. №5). Сюжеты «старинных рассказов» найдены
писателем в народных преданиях. В рассказе «Конец Ваньки Каина» Осоргин
оговаривает, что в основе его лежит легенда, «историкам неизвестная... а нами
подслушанная в тех самых лесах и по течению тех самых рек». Осоргин мечтает, что
«старобытность» и современность объединяет одно чудо: «чудо человеческой души».
Природное и чувственное зачастую находятся в оппозиции к социальному, законному,
государственному. Появлению «Повести о некоей девице» способствовали
библиофильские увлечения Осоргина, начавшиеся еще в период работы в книжной
лавке писателей в Москве. В «Заметках старого книгоеда» (публикация в России:
1989) Осоргин дает восторженное описание старинных книг, которые поразили его
своей наивной прелестью и безыскусственностью.
Единственная книга Осоргина о жизни эмиграции — «Вольный каменщик», изданная в
1930-е (в России — 1992). Герой романа — человек «со смешной фамилией и добрым
сердцем», обычный «срединный» человек Егор Егорович Тетехин случайно, по
предложению сослуживца, вступает в масонскую ложу и открывает для себя иной,
духовный мир. Сам Осоргин определил руководящую идею своего произведения в
«противопоставлении профанного разума посвященному познанию вещей» (Осоргин стал
масоном в 1914). Г.Струве справедливо вычленил в «Вольном каменщике» несколько
важных проблем, обозначенных Осоргин: денационализация эмиграции, рост
тоталитаризма, урбанистичность цивилизации.
В Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем у Осоргина был небольшой садовый участок, на
котором он усердно и с наслаждением трудился. Не случайно название его книги
«Происшествия зеленого мира. Огородные записи» (София, 1938). Книгу Осоргин
издает для «зараженных тягой к земле и страстной жаждой создать свой мир — без
злобы, политики и удушливых газов» (С.5). Каждый из рассказов является гимном
земле, ее плодотворящей силе, хвалебной песнью всему тому, что произрастает на
обычном огороде. Не доверяя абстрактным идеям, Осоргин возвращается к мысли о
природе как важнейшем факторе в формировании взгляда человечества на мир:
«Миросозерцание нужно построить не на зыбкой почве отвлечений, а на твердой
земле, родоначальнице живущего, на любви к Природе» (С.6).
В июне 1940 Осоргин покидает Париж и поселяется в маленьком городке Шабри,
находящемся в 230 км от Парижа и отделенном от оккупированной зоны небольшой
речкой. Осоргин вновь обращается к публицистике: в течение 1940—42 он пишет
статьи для газеты «Новое русское слово», они вышли отдельными сборниками «В
тихом местечке Франции» (1946), «Письма о незначительном».
Одна из лучших книг Осоргина — книга воспоминаний «Времена» (Париж, 1955). В
литературном наследии Осоргин немало произведений мемуарного плана. Значительные
сами по себе, они в то же время были талантливыми этюдами, предшествовавшими
«Временам». На фоне обширной мемуарной эмигрантской литературы «Времена»
выделяются оригинальностью, художественностью, отточенностью мастерства, особым
чувством русского языка. Большое, разностороннее, талантливое литературное
наследие Осоргина постепенно возвращается в Россию. Пока переизданы только
главные книги; предстоит большая собирательская и исследовательская работа.
А.И. Филатова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 707-710.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты
(биографический справочник).
Сочинения:
СС: в 2 т. / редколллегия
Т.А.Бакунина-Осоргина. М., 1999;
Времена: Автобиографическое повествование. Романы / вступ. статья
В.Л.Афанасьева; послесл. В.Дольникова М., 1989;
Заметки старого книгоеда / сост., вступ. статья и прим. О.Г.Ласунского. М.,
1989; Времена: Романы и
автобиографическое повествование / сост. и примеч. Е.Зашихина. Екатеринбург,
1992; Воспоминания. Повесть о сестре /
сост., вступ. статья и прим. О.Г.Ласунского. Издательство Воронежского
университета, 1992; Вольный каменщик:
повесть, рассказы / предисл. О.Ю.Авдеевой и А.И.Серкова. М., 1992;
Мемуарная проза / сост., предисл. и прим. О.Г.Ласунского. Пермь, 1992;
Литературные размышления // Вопросы литературы. 1991. Нояб., дек.;
Письма к старому другу в Москву // Родина. 1989. №4;
Сивцев Вражек: сб. / сост. и прим. В.Н.Дядичева и А.С.Иванова. М., 1999;
Московские письма / сост., послесл, комм. Е.Г.Власовой. Издательство Пермского
университета, 2003.
Литература:
Бармаш
И.В., Финк Д.М., Осоргина Т.А. Михаил Андреевич Осоргин: библиография: на
французском яз. Париж, 1973;
Бекка-Пасквинелли А. Жизнь и воззрения М.А.Осоргина. Флоренция, 1986;
Писатель и библиофил Михаил Андреевич Осоргин: библиографические материалы. Л.,
1989; Курбатов В. Космос хаоса //
Москва. 1990. №7; Агеносов В.В. Идеалы
Серебряного века и фантомы железного XX в. в прозе Русского зарубежья: М.Осоргин
и Н.Нароков // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Третьи дягилевские
чтения. Пермь, 1993; Михаил Осоргин:
Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции. Осоргинские чтения.
1994. 23-24 нояб.; Поликовская Л.М.
А.Осоргин в собственных рассказах и документах ГПУ // Минувшее: исторический
альманах. М.; СПб., 1996. Вып.19. С.199-209;
Марченко Т.В. Осоргин // Литература Русского зарубежья. 1920-1940. М., 1993;
Ласунский О.Г. Моя осоргиниана // Библиография. 1997. №4.
|