Родственные проекты:
|
Орлов Борис Александрович
Орлов Борис Александрович [7.3.1955,
д.Живетьево Брейтовского р-на Ярославской обл.]
— поэт. Родился в крестьянской семье.
Отец — участник Великой Отечественной войны, работал бригадиром строительной и
рыболовецкой артелей. Мать — зоотехник. Рано овдовев, осталась с двумя
малолетними детьми. По признанию поэта, он «рос драчливым, / Колючим, как сорняк
среди гвоздик. («Я рос и конопатым и драчливым...») По окончании Прозоровской
средней школы не получил золотой медали из-за удовлетворительной оценки по
поведению в аттестате зрелости. Стихи
начал писать рано, подражая классикам. «Мои любимые поэты — Лермонтов, Тютчев,
Блок, Есенин, Артюр Рембо... Есть в них что-то космически бесприютное и
бездомное» (Аврора. 1996. №7. С.24). С 15-летнего возраста «поэзия начала
занимать в жизни важное место, правда, свою судьбу с ней связывать не собирался,
но жить без стихов уже не мог» (Юношеские стихи 1972-1977 гг. С.5). Первое свое
стихотворение «Майский вечер» опубликовал в брейтовской районной газете «Заря
коммунизма» в мае 1972. Орлова манило
море, романтика мужественной профессии морского офицера-подводника.
В 1977 он окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им.
Ф.Э.Дзержинского, 6 лет прослужил на атомных подводных лодках Северного флота. В
курсантские годы Орлов не порывал с поэзией, регулярно посещал занятия
литературного объединения «Путь на моря», которым руководил В.Б.Азаров. Начиная
с 1977 стихи Орлова публиковались в журнале «Советский воин», «Звезда», «Нева»,
«Юность», «Огонек», «Молодая гвардия», альм. «Океанские горизонты».
В 1979 он принимал участие в работе VII Всесоюзного совещания молодых писателей
и запомнился тогда афористичным стихотворение, которым позднее открыл свой
первый сб. «Гранитный Север», выпущенный Военным издательством в 1983 (серия
«Старт»): «Черная подлодка. / Черная вода. / Черная пилотка. / Красная звезда».
В книгу вошли стихи о службе на подводной лодке, родном экипаже, экзотической
природе Кольского полуострова, романтике походов по Мировому океану, а также
родной Ярославщине, где прошло босоногое деревенское детство. Мотив верности
земле и морю станет определяющим в поэзии Орлова.
Первый сборник поэта был доброжелательно встречен критикой. А.Воронцов обращал
внимание на «свежесть образов, лаконизм, глубину и отчетливость мысли»,
стремление автора «подняться до высот философского обобщения своих жизненных
впечатлений» (Советский моряк. 1983. 29 мая). В.Мельник отмечал «стремление
добраться до истоков патриотизма, стремление увидеть в типичной ситуации глубоко
залегающее человеческое начало. Автор "Гранитного Севера" пытается выразить
чувства, социальный опыт целого поколения» (Боевая вахта. 1983. 18 сент.). Этот
опыт преломился в стих. «1955 год»: «Я родился, когда еще пепел войны не остыл.
/ Дети в роще играли немецкой простреленной каской. / В пол, как в колокол, бил
скорбно старый костыль. / Инвалид шел в худой гимнастерке солдатской». Войне
посвящены стих. «Доты», «Высота», «Солдат» и др. Ст. Золотцев назвал Орлова
«одним из наиболее одаренных дебютантов» десятилетия (Знамя. 1984. №5. С.215).
В 1985 Орлов заочно окончил
Литературный институт им. А.М.Горького. В том же году в Мурманском книжном
издательстве вышла вторая книга стихов поэта «Листва», как и первая,
одобрительно встреченная критикой.
Смысл названия сборника выразили строки: «Опять швартуется весна / К прибрежным
валунам, / Морзянкой жаркою она / В сердца стучится к нам. / Неделя ходу — / И
рассвет, / И сопок синева, / И письма выпорхнут на свет, / Как первая листва»
(«В отсеках ветры не свистят...»). Вс.Азаров, говоря о новаторстве Орлова,
отмечал, что его стихам присущ «глубокий поэтический подтекст. Орлов плодотворно
развивает традиции своих предшественников — поэтов-маринистов (А.Лебедев,
Н.Флеров, Д.Ковалев, А.Ойслендер) (Звезда. 1986. №2. С.205). Большинство стих.,
вошедших в «Листву», посвящено морю, флотским будням («Полярная ночь», «В конце
похода», «Заполярье», «Обелиск»). «Эти стихи суровы,— писал И.Озимов,—
сдержанны, немногословны и в то же время значительны по мысли и содержанию. В
них точно найдены детали, которые открываются взгляду очевидца и потому особенно
достоверны и дороги» (Советский моряк. 1985. 9 июля). Вторым сборником Орлов
подтвердил свою приверженность жанру лирической миниатюры.
Если в стихах о море пульсировала военная жизнь североморского подплава, то в
цикле «деревенских стихотворений» («Хлебозоры», «Деревня», «Поля» и др.),
посвященных Ярославщине, русской природе, с которой лирический герой Орлова
чувствует «самую жгучую, самую кровную связь» (Н.Рубцов), угадывается намерение
автора «объединить в поэтическом творчестве воедино то, что живет в душе
военного моряка <...> море и землю, боевой корабль и отчий дом, флотскую службу
и любовь. Чувство пространства и времени, чувство вечной истории и
быстротечности, необратимости человеческой жизни, чувство ответственности
воина-патриота не только за то, как он исполняет служебный долг, но и за все,
что происходит на земле» (Тыцких В. Флот и вся жизнь // Боевая вахта. 1985. 23
мая). В 1986 в издательстве
«Современник» вышел третий сборник Орлова «Море и поле», куда вошли более 100
стих. Книга углубляла читательское представление об особом видении жизни автором
— человеком долга, волею призвания находящегося в экстремальных условиях
существования на атомной субмарине. Именно это видение мира из морской пучины
наложило неповторимый отпечаток на весь строй мыслей и чувств поэта-моряка.
«...Отличительной чертой его творчества,— писал В.Панюшкин,— является
немногословие, стремление к афористичности <...> военной краткости» (На страже
Заполярья. 1987. 21 марта). Рецензент отмечал также взаимопроникновение двух
главных тем в творчестве О.— темы «воинского долга и любви к родной земле,
родной природе: «В обители стальной / Нет ни лесов, ни рек. / И тишина порой /
Становится безликой. / Но пахнет по ночам / Реакторный отсек / И рощею грибной /
И спелой земляникой». («В конце похода»).
Создававшийся в перестроечную пору сборнике «Прозрение» (1993) обозначил, как
заметил А.Коршунов, «крутой поворот и в тематике, и в изобразительных средствах
<...> Борис Орлов начал свое восхождение к поэтической публицистике» (Знамя
труда. Брянск, 1996.1 мая): «Мы со времен царя Гороха / От правды прячемся в
кусты. / Когда ломается эпоха, / Трещат и судьбы и хребты» («Во времена
Голгоф»). В 1995 Орлов написал свой
гражданский манифест — стихотворение «Я — офицер, нарушивший присягу.,.»: «Я —
офицер, нарушивший присягу... / Назад ни шагу и вперед ни шагу / Не сделал.
Разворована страна. / А за развал на мне лежит вина. / Я — офицер, нарушивший
присягу... / Безропотно служу чужому флагу, / Тому, который раньше презирал. /
Чужому флагу служит генерал / И рядовой. / На всех лежит вина.»
Закономерным было появление сборника верлибров «Путь на Голгофу» (1995). Орлов
искал свои пути в овладении сложным жанром лирической миниатюры: «Оттепели
боятся / Не только снеговики. / Но и бронзовые бюсты. / Они плавятся...».
Важным рубежом в творчестве Орлова явился сборник «Диалог с Творцом» (1996).
Критика оценивала его как наиболее зрелую книгу поэта. Как заметил О.Шестинский,
Орлов «запечатлел в ней трагедию России» (Новое кронштадтское время. 2001. №15).
«Главное достоинство книги,— отмечал А.Коршунов,— ее емкий, афористичный язык. И
самую большую нагрузку, и смысловую, и поэтическую несет избранный им жанр
лирической миниатюры, где нет ничего лишнего, и любая деталь, любая осмысленная
строка работает на замысел автора» (Знамя труда. Брянск, 1996. 1 мая). А.Белый
писал, что «Диалог с Творцом» — это книга о России, «поэтическое эссе, в котором
сделана удачная попытка осмыслить и выразить в своеобразной форме те
противоречия и антагонизмы, неустанные поиски духа и невосполнимые утраты,
хронические горести и слабые утешения, которыми полнится через край неприглядная
теперешняя жизнь» (На страже Родины. 1997. 15 апр.). Лирический герой Орлова,
живущий горестями и радостями своих современников, кому присущ государственный
инстинкт, клеймит тех, кто унизил народ: «Хитры современные гунны, / Духовных
трагедий творцы. / Сперва ворвались на трибуны, / Потом заползли во дворцы». Он
выносит нелицеприятный приговор эпохе: «Добродетели низложены, / Кто подлей, тот
и умней. / Коммерсанты в куртках кожаных — / Комиссары наших дней».
В 1996 в петербургском издательстве «ЛИО Редактор» вышел сборник стихов Орлова
«Избранная лирика. 1971-1995». В ней поэт подводил итоги, осмысляя пройденный
путь. Говоря об эволюции поэта, И.Сергеева отмечала в по-слесл. к книге: «Сын
своего времени, Борис Орлов не может позволить себе быть в стороне от ужасов
нашего века. Лирика становится горше, стих жестче, скупее» (Сергеева И. — С.61).
Осенью 1999 капитан 1-го ранга Орлов
пережил большую жизненную драму: с онкологическим заболеванием он оказался в
клинике Военно-медицинской академии. Преодолев недуг, поэт распахнул душу небу.
В стихах последних лет Орлов не отходит
от поэтической публицистики (циклы, посвященные Кавказской войне, трагедии
Мологско-Шекснинского бассейна.) Он все больше задумывается над вопросами о
значении веры для русского человека, своем предназначении, осмысляя свой путь в
свете вечных, христианских ценностей. Лирика Орлова обретает новые качества:
исповедальность, философичность. Это подтвердили сборник «Тень тернового венца»
и «Надо мною лишь вечер и Бог» (оба — 2000). Лирический герой Орлова напрямую
общается с Богом, прося у Него «силы и Веры». Для него вера — символ свободы: «С
ладони птичку покормил — / И в храм вошел, согрет, / Иконы — окна в Божий мир, /
Из них струится свет. / Когда в душе темным-темно, / Когда она болит — / Для
исцеления дано / Свечение молитв». Лирический герой О. зовет к покаянию, зовет
молиться в храм во имя спасения России: «Неужели Россия исчезнет? / Мать-Россию
толкают на смерть... / Перетерпим разор и болезни, / Но сиротства не
перетерпеть». Критика заговорила об
Орлове как о православном поэте, мыслящем в русле христианского миропонимания.
«Орлов сжато и порой афористически рассуждает о жизни, смерти, Боге, любви и
России (прошлой, настоящей, будущей). Преимущественно горечь и отсутствие
иллюзий, время от времени смягченные оптимизмом и религиозной верой, звучат,
когда Орлов обрушивается на нынешних политических лидеров, сетует о развале
громадной страны и обращается, в надежде и ностальгии, к простому деревенскому
счастью, красоте природы, утешению православной молитвой и русскими иконами,
церковными звонами и крестами на куполах» (Маквей Гордон // Славянское и
восточноевропейское обозрение. 2004. Июль. Т.83. №3).
В.Н. Запевалов
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 700-703.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты
(биографический справочник).
Сочинения:
Гранитный Север. М., 1983; Листва.
Мурманск, 1985; Море и поле. М., 1986;
Дыхание. М., 1990;
Звезда над рубкой. М., 1991; Прозрение.
СПб., 1993; Путь на Голгофу. СПб.,
1995; Диалог с Творцом. СПб., 1996;
Избранная лирика. СПб., 1996; Надо мною
лишь вечер и Бог. СПб., 2000; Тень
тернового венца. СПб., 2000; Я
простился с собой, чтобы встретить себя: Юношеские стихи 1970-1977 гг. СПб.,
2002.
Литература:
Кондрияненко В. В
походах рожденные строки // Красная звезда. 1983. 26 июня;
Черкасский Я. Лирика и долг // Полярная правда. 1983. 22 июля;
Матвеев В. Над головой — Полярная звезда... // Советский воин. 1983. №23;
Золотцев Ст. Ради жизни на земле // Знамя. 1984. №5;
Флеров Н. Молодость флота // Молодая гвардия. 1984. №5;
Панюшкин В. Море и поле // На страже Заполярья. 1987. 21 марта;
Рожкова Е. Земля — дом поэта // Комсомолец Заполярья. 1987. 21 мая;
Белый А. Кислорода много не бывает // На страже Родины. 1997. 15 апр.;
Маслов В. Путь на Голгофу // Мурманский вестник. 1997. 21 мая;
Сергеева И. На асфальте стихи не растут // Русская провинция. 1998. №3;
Юрков О. Я смутный век прожил // Невский. 2000. №3;
Герасимов В. И морской офицер, и поэт // Морской сб. 2000. №6;
Шасная Л. У всего есть душа и лицо... // Рабочий край. [Иваново]. 2000. 4 нояб.;
Пинчук А. Государство нуждается в
каждом из нас // Красная звезда. 2001. 3 марта;
Коносов М. Преодоление мглы // Литературный Петербург. 2001. №7;
Шестинский О. Трагедия и свобода // Литературный Петербург. 2001. №10;
Бфимовская В. Помощница молитвы // Всерусский Собор. 2003. №1.
|