Одоевцева Ирина Владимировна |
|
1895-1990 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ирина Владимировна Одоевцева
Одоевцева Ирина, настоящее имя - Ираида Густавовна Иванова, урожденная Гейнике (1895 - 1990), поэтесса, прозаик. Родилась 23 февраля в Риге в семье адвоката. Получила хорошее домашнее образование, окончила гимназию. Рано начала писать стихи. После революции, будучи ученицей Н.Гумилева, примыкала к акмеистам. В 1921 публикует стихотворение "Дом искусств", обратившее на себя внимание критиков и читателей. Первый сборник стихов "Двор чудес" выходит в 1922. В этом же году вместе с мужем, Георгием Ивановым, эмигрировала из России через Берлин в Париж. За границей выступает как прозаик, написав романы "Ангел смерти" (1927), "Изольда" (1931), "Зеркало" (1939), "Оставь надежду навсегда" (1954), имевшие большой успех. В то же время не оставляла и поэзию - сборники стихов "Контрапункт" (1950), "Десять лет" (1961), "Златая цепь" (1975). В 1987 после 65 лет эмиграции возвращается в Петербург. Мемуары, написанные в 1967 - "На берегах Невы", в 1978 - "На берегах Сены", были опубликованы в Петербурге в 1988. И.Одоевцева скончалась 14 октября 1990 в Петербурге. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Одоевцева Ирина Владимировна (наст. имя и фамилия — Гейнике Ираида Густавовна; с 1921 — Иванова; в разных источниках — разные даты рождения: 25.06.1895; 27.07.1895; 23.11.1895; 2.11.1895 и др. — 15.10.1990). Отец — присяжный поверенный, практиковавший в Риге. В 1914 переехал в Петербург. Стихи писала с детства. Первое выступление в печати в петроградской газете «Эхо» в 1918. Одоевцева называла себя ученицей Н. Гумилева. О встречах с Гумилевым со многими подробностями рассказывала в мемуарной книге «На берегах Невы». В сент. 1921 вышла замуж за Г. Иванова. В 1922 был издан в Петрограде ее первый сборник стихов «Двор чудес». В 1922 эмигрировала через Ригу в Берлин. С 1923 жила во Франции. Со стихами в довоенной печати выступала редко. В 1920—30-е Одоевцева обратила на себя внимание критики и читателей печатавшимися в «Звене», «Новом доме», «Числах», «Иллюстрированной России», «Сегодня» рассказами и в еще большей степени тремя романами: «Ангел смерти» (1927), «Изольда» (1931), «Зеркало» (1939). Еще 2 романа Одоевцева написала после войны: «Оставь надежду навсегда» (1954) и «Год жизни», печатавшийся на протяжении 1957 в журнале «Возрождение». 2 книги воспоминаний Одоевцевой «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) каждая в свой черед стали приметными событиями даже на фоне богатейшей эмигрантской мемуаристики. В конце жизни Одоевцева собиралась написать 3-й том «На берегах Леты». Стихи, статьи, рецензии, очерки Одоевцевой в послевоенные годы стали появляться во всех важнейших периодических изданиях зарубежья. Сборники ее стихотворений, написанных в эмиграции, опубликованы в 1950—70-е: «Контрапункт», «Стихи, написанные во время болезни», «Десять лет», «Одиночество», «Златая цепь», «Портрет в рифмованной раме». Сборник «Десять лет», по словам В. Завалишина, обнаруживает способность автора «превращать в музыку и делать неповторимым самое обыденное». В апр. 1987 Одоевцева вернулась в Ленинград. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Одоевцева Ирина Владимировна (настоящее имя Ираида Густавовна Иванова,
урожденная Гейнике) [23.11(5.12).1895,
Рига — 18.10.1990, Ленинград] —
поэтесса, прозаик. Родилась в семье
адвоката. Ученица Н.С.Гумилева, член петербургского «Цеха поэтов». Первая
публикация в сборнике «Дом искусств» (1921. №2). Первый поэтический сборник
«Двор чудес» (1922), где выделяются баллады («Баллада о толченом стекле», высоко
оцененная еще А.Блоком) и лирические стих, несколько «в ахматовском духе» —
очень «женские», исполненные как бы наивного кокетства и легкой иронии. Книга
удостоилась своеобразной «рецензии» самого Л.Троцкого на страницах «Правды»:
«Когда среди столь ныне многочисленных "нейтральных" книжечек и книжонок
попадается "Двор чудес" Ирины Одоевцевой, то вы уже почти готовы примириться с
неправдой этой модернизированной романтики саламандр, рыцарей, летучих мышей и
умершей луны во имя двух-трех пьес, отражающих жестокий советский быт. Тут
баллада об извозчике, которого насмерть загнал вместе с его лошадью комиссар
Зон, рассказ о солдате, который продавал соль с толченым стеклом, и наконец
баллада о том, почему испортился в Петрограде водопровод. Узор комнатный, такой,
который должен очень нравиться кузену Жоржу и тете Ане. Но все же есть хоть
махонькое отражение жизни, а не просто запоздавший отголосок давно пропетых
перепевов, занесенных во все энциклопедические словари. И мы готовы на минуту
присоединиться к кузену Жоржу: очень, очень милые стихи. Продолжайте,
mademoiselle!» (Цит. по: Минувшее: Исторический альм. Париж, 1989. №8.
С.339-340). В.Ю. Бобрецов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 685-686. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Контрапункт. Париж, 1950; Стихи, написанные во время болезни. Париж, 1952; Десять лет. Париж, 1961; Одиночество. Вашингтон, 1965; Златая цепь. Париж, 1975; Портрет в рифмованной раме. Париж, 1976. Двор чудес. Пг., 1922; Ангел смерти. Париж, 1927; Зеркало. Париж, 1939; Контрапункт. Париж, 1950; Стихи, написанные во время болезни. Париж, 1952; Оставь надежду навсегда. Нью-Йорк, 1954; На берегах Невы. Вашингтон, 1967 (М., 1988); Златая цепь. Париж, 1975; Портрет в рифмованной раме. Париж, 1976; На берегах Сены. Париж, 1983; М., 1989; Избранное. М, 1998. Литература:Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: М., 1996; Арьев А. «В Петербурге мы сойдемся снова...» // Перечитывая заново: сб. Л., 1989. С.231-255; Радашкевич А. Умерла Ирина Одоевцева // Литературное обозрение. 1990. №1; Паламарчук П. Москва или Третий Рим? М., 1991; Боброва Э.И. Ирина Одоевцева — поэт, прозаик, мемуарист: Литературный портрет. М., 1995; Витковский Б. «Мне нравятся неправильности речи...» // Одоевцева И. Избранное. М., 1998. С.5-30; Урин В. Костер памяти// Новый журнал. 1999. №214. С.181-184; Колоницкая А.П. «Все чисто для чистого взора...» (Беседы с И. Одоевцевой). М., 2001.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |