Оцуп Николай Авдеевич |
|
1894-1958 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Авдеевич ОцупОцуп Николай Авдеевич
[23.10(4.11).1894, Царское Село — 28.12.1958, Париж]
— поэт, литературовед, мемуарист. Оцуп
— потомок испанских или португальских евреев, носивших фамилию Лопес или Лопец.
Отец поэта, в молодости принявший православие, служил секретарем заводчика
Шмидиа в Петербурге. Трое двоюродных братьев Оцупа — Александр, Иосиф и Пётр —
известные фотографы. Разнобой с ударением в фамилии (Оцуп и Оцуп) вызван тем,
что в эмиграции, приняв французское подданство, поэт и фамилию свою стал
произносить «на французский лад» — с акцентом на последний слог. В 1950 увидел
свет «Дневник в стихах» Оцупа. С 1951, получив в Сорбонне докторскую степень за
работу о Гумилеве, Оцуп преподает в высшей школе «Эколь Нормаль». В 1958 он пишет пьесу «Три царя», а в 1961, уже после смерти поэта, выходит
двухтомное собрание стихотворений Оцупа «Жизнь и смерть» и двухтомник его
литературоведческих работ. Г.Струве свой очерк об Оцупе-поэте заканчивал так: «Придет, пожалуй, время, когда Оцуп-лирик будет поставлен выше Георгия Иванова с его нигилистическим "эпатажем"» (Струве Г.— С.219). Сама по себе попытка сравнения с Г.Ивановым, на тот момент безусловно «поэтом №1» эмиграции, для любого была бы почетной. Другой вопрос: имел ли подобный прогноз под собой реальную почву? Пожалуй, нет, ибо вызван был в первую очередь личной неприязнью Струве к Г.Иванову. П.Бицилли писал о сборнике Оцупа «В дыму» (1926): «...стихи Оцупа доставляют то — большое — удовольствие, что никакой "прием" из них не выпирает и что „формализму" здесь поживиться нечем» (Океан времени.— С.592). В финальном четверостишии сборника «расшифровывалось» его название: «Но, знаешь, я уверился в дыму / Страстей и бедствий, проходящих мимо, / Что мы не помогаем никому / Печалью, временами нестерпимой». Итак, установка на естественность поэтической речи (отсутствие «приемов»), стоически-христианское преодоление «дыма страстей»... Добавим к этому сдержанность, сосредоточенность, внутреннюю порядочность — прекрасные человеческие качества, которыми, по мнению ряда современников, в полной мере был наделен Оцуп, но которые, наверное, едва ли способствуют реализации собственно лирического начала. В лирике Оцупа, строго выдержанной в акмеистических традициях, нет откровенных провалов. Но, к сожалению, не так много и «парений». Наибольшей поэтической удачей Оцупа следует признать уникальный «Дневник в стихах», «своего рода лирический роман в форме не столько дневника, сколько испещренного бесчисленными отступлениями и размышлениями повествования» (Струве Г.— С.218), роман в стихах, более чем в 2 раза (16000 строк) превышающий по объему «эталон жанра» — «Евгения Онегина». Оцуп, любитель и большой знаток творчества Данте, проводит своего лирического героя через круги «земного Ада» XX столетия в сторону «Рая» — земной, но обладающей несомненной «трансцендентальной проекцией» любви. В качестве литературоведа именно Оцуп ввел в употребление словосочетание «Серебряный век» применительно к русскому культурному Ренессансу начала нашего столетия (статья «"Серебряный век" русской поэзии», 1933). Впрочем, точности ради следует заметить, что термином «Серебряный век» пользовались и немецкие литературоведы XIX в. (применительно к послегетевской эпохе), и Вл.Соловьев, прилагая его к поэзии Фета, Тютчева и Полонского, а В.Розанов в «Мимолетном» (1915) без каких-либо оговорок использовал выражение «Серебряный век» в нынешнем значении. Правда, «Мимолетное» было издано уже в наше время. В.Ю. Бобрецов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 716-718. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Океан времени: Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания о писателях. СПб., 1993; 1994. Литература:Аллеи Л. С душой и талантом...: Штрихи к портрету Николая Оцупа // Оцуп Н. Океан времени. СПб., 1993; Вицилли П. О Н.Оцупе // Современные записки. 1928. №35; Оцуп Р. Оцупы - моя семья. СПб., 2004; Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, М., 1996.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |