Родственные проекты:
|
Сергей Александрович Обрадович
Обрадович Сергей Александрович
[2.9(14.9).1892, Москва — 25.10.1956, Москва]
— поэт. Родился в семье обрусевшего
серба (отсюда — ударение в фамилии на втором слоге), талантливого самоучки,
ювелира, изготовлявшего заводные ключики к часам, книголюба и замечательного
рассказчика. Мать была перчаточницей. О своем детстве поэт писал в
автобиографическом стихотворении «Присказка» (1946): «Подмастерьем шестилетним /
я с отцом за верстаком. / Он сказал, дымя цигаркой / над сияющим кольцом: / —
Этим камушком-сапфиром / сыты были б целый год. / Жили б мы с тобой, / Серега,
без нужды и без забот... / Стрекотал сверчок за печкой / Мать вздыхала в тишине.
/ Хлебца корочку сестренка / клянчила в бреду во сне...».
В 1907 Обрадович закончил городскую начальную школу и пошел работать в
типографию. «Слабый физически,— писал Валериан Полянский,— он с трудом овладевал
профессией, но все же к восемнадцати годам стал мастером. В эти годы он вошел в
рабочее движение...» (С.Обрадович. Избранные стихи / предисл. В.Полянского. М.,
1935. С.3). С 1912 Обрадович посещает
лекции в Народном университете им. Шанявского, в том же году в рабочем журнале
«Эхо» (№9) было опубликовано его ученическое стихотворение «К свету», затем
перепечатанное в газете «Правда». Тогда же он начинает сотрудничать в журнале
«Огни», вскоре закрытом властями. Участник Первой мировой войны, Обрадович
воевал на Карпатских перевалах (май 1915), был ранен и контужен. Настроенный
пробольшевистски, Обрадович вел антивоенную пропаганду, организовал братание с
австрийцами, после чего ему пришлось скрываться от суда Временного
правительства. Октябрьская революция
позволила Обрадович заниматься литературной работой вплотную.
В 1918 он вступает в студию московского Пролеткульта, участвует в редактировании
журнала «Гудки». Теоретики Пролеткульта понимали искусство в первую очередь как
некую прикладную идеологию, отсюда качество литературы, в основном поэзии,
виделось им чем-то вторичным. В начале
1920 Обрадович с В.Александровским, Г.Санниковым, В.Козиным и другими выходят из
Пролеткульта и образуют литературную группу «Кузница», просуществовавшую до
1931. С 1920 по 1927 Обрадович работает
заведующим литературным отделом «Правды».
С 1926 — консультант Литературного института им. А.М.Горького.
В 1927 Обрадович вместе с другими писателями, главным образом участниками
«Кузницы», организовал литературно-художественный альманах «Земля и фабрика»
(ЗИФ), также просуществовавший до 1931. 1-й номер альманаха вышел в сент. 1927 и
был посвящен 10-летию Октябрьской революции.
Первый сборник стихов Обрадовича «Взмах» вышел в 1921. После этого Обрадовичем
издано 24 сборника стихотворения, напечатано несколько рассказов и повестей.
Стихи Обрадовича входили в учебники, хрестоматии и поэтические антологии. В
известном издании И.С.Ежова и Е.И.Шамурина «Русская поэзия XX века: Антология
русской лирики первой четверти XX века» (М., 1925) творчество Обрадовича было
отнесено в разряд «пролетарские поэты», но в отличие от М.Герасимова,
В.Кириллова, В.Александровского, тем более А.Гастева, стихи Обрадовича более
элегичны. Одним из излюбленных
поэтических приемов Обрадовича является как звукопись, так и вообще своеобразное
«звуковидение»: «И день пройдет; прошелестят, как мыши, / Часы вечерние в
сентябре; / Сойдутся сумерки толпой неслышной / И робко встанут у дверей».
(1920). Поэт показывает стремительное движение пешеходов и машин не с помощью
долгой описательности, но при посредстве емкого звукового штриха: «Шурша лощеною
панелью, / Все так же Невский суетлив, / Цилиндр и смокинг заменив / Рабочей
кепкой и шинелью...» («Ленинград», 1938). Другой характерной для Обрадович
творческой особенностью стало стремление к перебою ритма в строфе, к нарушению
классической традиции: «А на припеке шепотом старух / День зашуршал капелью
ранней. / Запел гудок, и подтянул петух. / Чудак петух: до вечера горланил...»
(«Оттепель. И в комнате теплей...», 1922).
Обрадович прежде всего — лирический поэт, отсюда темы любви, природы, творчества
с той или иной степенью успеха совмещались с главными для тех лет политическими
темами — революционной историей, индустриализации, нового, социалистического
города, противопоставляемого деревне. Так, в духе именно пролетарской поэзии
начинается стих. «Изба» (1921): «Сон беспросветный, / Беспробудный, древний, / С
метелями, под свист сверчка. / Тоска над смутною судьбой деревни, / Проселочная
тоска...» — и через несколько строф такие: «И так по-вешнему пахуч бензин. / На
шумный клуб / Дед променял полати / Ушел, ушел от воркотни лучин, / С глазастым
солнцем сел в соседней хате...» Словно полемизируя с есенинским «Сорокоустом»
(1920), Обрадович видит в поезде, автомобиле или тракторе весеннего вестника «на
стальном коне». Город («Славлю Тебя, из гранита и стали, / Город великих начал и
дорог...») у Обрадовича имеет две истории, из которых одна, видимо, не без
влияния Маяковского, изображалась в «оскалах этажей», «обезумевших трамваях»,
«язвах и лохмотьях», «сытых ртах витрин», а другая — «октябрьскою страницей
двадцать пятой» открывает книгу бытия («Город» 1921). Тема любви у Обрадовича
словно стремится преодолеть свою вторичность в иерархии пролетарской поэзии. И
хотя любовь у поэта — это прежде всего материнство и детство, тем не менее в
некоторых стихах ощутимо присутствие некоторого эротизма, искренне и впечатляюще
соединенного с апологетикой действительности:«— Да здравствует... / И пить мы
будем, /Ив битве смертной победим... / Дремучей кровью крепнут груди / Под
свитером твоим тугим / Ты мир готова, как ребенка, / Привлечь на грудь свою, / И
он, / Насытясь, засмеется звонко / В порозовевший небосклон...» («Бег на лыжах»,
1930). В то время когда слово «Россия»
было изгнанным из печатной лексики и заменено словом «республика», Обрадович
смело начинает с него стихотворение «1924», посвященное смерти Ленина
(«Россия... Как в тысячелетье ином...», 1927), что опять же для пролетарских
поэтов было нетипично. На поэзию Обрадовича обратил внимание М.Горький. 3 апр.
1928 он писал ему из Сорренто: «Ваши стихи, Сергей Александрович, я знаю; давно
слежу за ростом Вашего дарования. С искренней радостью вижу, что в книге "Поход"
Ваше "мироощущение" расширилось и углубилось, что процесс "осознавания" Вами
явлений жизни развивается хорошо и непрерывно, о чем говорят мне, читателю,
новые темы, обогащение "лексикона", простота и четкость образов...» (М.Горький.
Соч.: Т.30. М., 1955. С.89). 1920-е
оказались в судьбе поэта наиболее яркими с точки зрения художественных поисков
по сравнению с последующими десятилетиями. Оттенок творческой горечи звучит в
стихотворении «Замысел» (1935): «...Я одинок. / И, как аптекарь строгий, / Я
мысль кладу и слово на весы <...> Мир распадается, приобретая форму / Жилплощади
обычной... / Мгла. / Мир распадается, теряет слово. / Уж полночь. Ты
изнемогла...». Публицистические стихи середины 1930-х («Баллада о неизвестном
солдате, зарытом в могиле на площади Парижа в 1918 году», 1918; «Бригадир»,
1932; «Москва», 1936 и др.) в сущности все более и более становились
стихотворными (несмотря на разнообразие ритмического рисунка) иллюстрациями к
«Правде» и «Известиям»: «Шагает хозяйкою по борозде, / По стропилам лучистым
всходит,— / И всюду люди поют о труде, / Поют о партии, о вожде, / О строителе и
садоводе...» («Баллада о весне 1933 года»).
В статье «Как не надо писать» (Литературная учеба. 1939. Нояб. (11). С.75-86),
предостерегая молодых поэтов от неточностей, умозрительности, декларативной
жизнерадостности, говоря об опасности для поэта зарифмовывать прозаические
фразы, Обрадович словно обращается к себе самому. Так, в двух строфах,
посвященных 60-летию Сталина, Обрадович сливается с гулом поздравительных
стихотворных штампов: «Как рукопожатье друга в бою, (выделено.— В.П.) /
Немеркнущей в бурную ночь маяк, / Как знамя мира — в каждом краю / Слово Сталин
на всех языках. / И шепчет сыну над зыбкою мать: / — Ты слышишь?.. Освобождая
народ, / Красная Армия — грозная рать / — С именем Сталина в бой идет» (Новый
мир. 1939. №12. С.139). Стихи военных
лет также не стали поэтическим открытием в творчестве Обрадовича: здесь и
«отеческий взгляд» на воинов, идущих в бой, и «в серой шинели Сталин», ведущий
на рассвете в атаку гвардейцев, героическая работа в тылу, интернациональная
дружба — все это было стихотворным, гражданским, но не поэтическим обращением к
читателю. На этом фоне выиграло стих. «Сожженные отстроят города...» (1945),
посвященное Победе. Выдержанные в классической форме, четыре строфы посвящены
надежде на счастье, радости открытия истины, которую народ увидел «Еще яснее в
мире затемненном...», неповторимости торжества тех майских дней.
После войны Обрадович занимался переводческой работой. С белорусского им были
переведены Янка Купала, Петрусь Бровка, Катусь Киреенко; с украинского — Андрей
Малышко; с чувашского — Яков Ухсай, Петр Хузангай; с киргизского — Калык Акыев,
Алыкул Осмонов, Аалы Токомбаев; с татарского — Фатых Карим, Муса Джалиль.
Неоценимым остается его участие в переводе кабардинского эпоса «Нарты». В
позднем творчестве поэт снова обращается к теме любви, которая, как и в
произведениях 1920-х, раскрывается через лирическое «Я», а не
газетно-отстраненное «мы», тем самым возвращая дух проникновенности и
доверительности, с которым Обрадович начинал свой поэтический путь: «Краткое,
как вздох, одно лишь слово / Ты мне прошептала в этот вечер... / Помнишь: сорок
лет тому назад / Уходил на фронт во тьму солдат...» («Что со мною было в этот
вечер...», 1953).
В.А. Прокофьев
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. с. 677-679.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты
(биографический справочник).
Сочинения:
Сдвиг:
стихи. М., 1921; Стихи о голоде. М.,
1921; Поход. М.; Л., 1922;
Огненная гавань. М., 1922; Капель:
стихи. М., 1922; Винтовка и любовь:
стихи. 1921-1923. М., 1924; Город. М.,
1924; Митинг: Избранное о революции,
любви и труде. М., 1924; Октябрь. М.,
1924. Май. Л., 1925;
Избранные стихи. М., 1926; О молодости:
стихи. М.; Л, 1928; Город: Стихи и
поэмы. М., 1929; Избранные стихи. М.,
1933; Рабочий фронт: стихи. М., 1933.
Новоселье: стихи. М., 1934;
Дороги: стихи. М., 1947; Избранное:
стихи и поэмы. М., 1954;
Литература:
Полянский В. [Предисл.] // Обрадович С. Избранные стихи. М., 1935;
Вольпе Л. Поэзия труда и весны // Обрадович С. Стихи. М., 1970.
|